Последние месяцы стали испытанием для компаний по всему миру, и цифровые банки — не исключение. Смогут ли они преодолеть трудности, или все же уступят в борьбе с традиционными игроками?

В период карантина у заинтересованных наблюдателей за финтех-индустрией могло сложиться впечатление, что вся ситуация положительно скажется на цифровых банках. Ведь их модель обслуживания идеально подходит для клиентов, которые не выходят из дома — все функции доступны в смартфоне, включая удаленную регистрацию. Увы, необанки не постиг успех, а даже наоборот — коронакризис негативно повлиял на их работу и поставил под вопрос перспективы роста.

С момента появления коронавируса в мире и вступления в силу карантинных ограничений доля рынка банковских приложений по количеству установок и привлеченных пользователей фактически смещается в пользу крупных традиционных банков. В частности, о такой тенденции сообщает инвестиционный банк Jefferies, проанализировав данные SimilarWeb и собственные оценки. Один из критериев — коэффициент открытия (т.е. процент пользователей, установивших приложение и открывающих его ежедневно) — указывает на то, что предложения от цифровых банков привлекают меньше клиентов, чем предложения от многоканальных игроков.

Графики 1 и 2 демонстрируют, что количество загрузок приложений цифровых банков продолжает падать. График 3: среднесуточное количество заходов в банковские приложения. График 4: рыночная доля банковских приложений (крупных, цифровых и мультиканальных банков) в Великобритании

Один из самых известных необанков в мире Monzo потерял 38% от количества загрузок своего приложения в месяц. А учитывая, что своей основной целью Monzo (как и многие другие цифровые банки) ставит наращивание клиентской базы и масштабирование, карантинный период явно стал для компании испытанием.

Аналитики пока не могут ответить, что влияет на эту зарождающуюся тенденцию. Возможно многие клиенты были вынуждены загрузить приложение своего обслуживающего традиционного банка во время карантина. Кроме того, свою роль сыграло то, что цифровые банки не смогли реализовать все запланированные маркетинговые кампании из-за коронавируса.

По словам финтех-эксперта Анастасии Шевченко, коронавирус показал, что когда случается кризис, особенно если существует риск потери работы и сбережений, люди хранят свои деньги в традиционных банках. Все дело в доверии. Это подтверждает и рост депозитов в первом и втором квартале 2020 года. В период коронакризиса люди открывали депозиты чаще, чем в любой период 2019 года. При этом больше 50% вкладов отправились в крупные и надежные банки.

В связи со сложившейся ситуацией многие необанки пересмотрели свои стратегии. К примеру, известный цифровой банк Revolut еще год назад, подобно Monzo, не считал главной целью получение прибыли. Сейчас же это — одна из важнейших задач, наравне с расширением клиентской базы и стремлением стать основным обслуживающим банком для большинства клиентов.

Справятся ли необанки с коронакризисом? Это зависит от их финансовой прочности. Инвестиционных ресурсов и запаса терпения инвесторов должно хватить минимум на 1-2 года. Но уже сейчас ясно, что в игре останутся не все. К тому же, многие цифровые банки будут вынуждены пересмотреть свои бизнес-модели и перейти к тем проектам, которые обеспечат их не только новыми клиентами, но и доходностью.

Автор Нина Омельчук

Автор psm7.com