Как отличить настоящих сотрудников банка от мошенников.
Звонки от банковских псевдосотрудников и сообщения с обещанием баснословного выигрыша получали многие казахстанцы, кто-то даже попадался на уловки телефонных мошенников. Только вернуть потерянные средства практически невозможно. В Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка рассказали, как не стать жертвой мошенников .
Кто-то пытается снять ваши деньги
Журналист одного из республиканских телеканалов Казахстана поделилась, как едва не стала жертвой мошенников. Ей поступил звонок якобы из службы безопасности банка, где мужчина на фоне шума работы мнимого call-центра поставленным голосом рассказал, что в банк поступил запрос на изъятие средств с ее недавно открытого депозита. Он, как сотрудник службы безопасности, сразу заподозрил неладное. По его словам, депозит был открыт совсем недавно, и забирать с него деньги невыгодно, так как можно лишиться всех накопленных процентов.
Чтобы решить эту проблему, псевдосотрудник банка предложил девушке пройти идентификацию - сменить все пароли, только тогда средства якобы будут в безопасности. Для этого он просил назвать свои личные данные, а также SMS-код, который прямо сейчас будет направлен банком на мобильный телефон.
По словам девушки, сила убеждения и уверенность в голосе были настолько велики, что она едва не поверила и уже готова была передать и личные данные, и подтверждающий код. Но опомнилась в последний момент.
Стоит отметить, что она действительно недавно открывала депозит. Как эта информация оказалась у мошенников - загадка.
Сотрудник Банка никогда не запросит личные данные
В Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана говорят, что методы социальной инженерии, используемые мошенниками, могут поставить в тупик даже опытного и финансово грамотного человека. Ведомство рекомендует: в случае, если вам поступает звонок якобы от службы безопасности или даже "личного менеджера" банка, лучше сразу прервать разговор и положить трубку. Сотрудник банка никогда не запросит эти данные и первым не позвонит.
Проверить тот факт, что к вам позвонили именно финансовые мошенники, можно, позвонив в банк, в котором вы обслуживаетесь, но ни в коем случае не на тот номер, с которого поступил звонок, подчеркивают в ведомстве.
Кроме того, помните, что настоящему банковскому менеджеру нет нужды звонить, чтобы уточнить информацию о вас: фамилию и паспортные данные, оформленные карты и их реквизиты, а также остатки денежных средств. В банке имеется ваше полное финансовое досье и кредитная история. Поэтому с этими вопросами сотрудники банка по телефону никогда не обратятся, подобная информация ценна только для мошенников.
Также нужно помнить, что сотрудники банка не будут запрашивать те данные банковских карт, которые необходимы для осуществления операций и оплаты. К примеру, в SMS, приходящих от автоматизированных банковских систем, указано: "Не передавайте коды никому, даже сотрудникам банка". Нельзя передавать также срок действия карты, CVC/CVV-коды (трехзначные коды, указанные на оборотной стороне), кодовое слово и остаток денежных средств.
"В случае, если по вашей карте или счету действительно происходили подозрительные операции, банк заблокирует их и, скорее всего, заблокирует вашу карту, о чем уведомит вас в мобильном приложении или посредством SMS. И тогда вы сами инициируете процесс взаимодействия с банком либо через call-центр, либо в отделении", - объясняет главный специалист департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Дмитрий Акмаев.
Что бы ни говорил вам звонящий, ни в коем случае не поддавайтесь панике, кладите трубку и самостоятельно перезванивайте в call-центр своего банка, продолжил эксперт.
Собственно, журналист так и поступила. В банке ей сказали, что никаких подозрительных операций по счетам не было, никто с ней связаться не пытался. Кроме того, служба безопасности попросила передать им телефоны мошенников для проведения проверки и возможной передачи в правоохранительные органы.
SMS, Которые крадут конфиденциальную информацию
Кроме того, мошенники могут использовать SMS-сообщения. Причем, как с негативным, так и с позитивным контентом. В первом случае на телефон могут поступить сообщения о том, что банком обнаружены подозрительные операции и предложение перейти по ссылке для заполнения анкетных данных и отмены операции. Также могут поступить сообщения о призах и выигрышах со ссылками, по которым можно узнать, как их получить.
Это уже классический прием – своего рода "троянский конь", который, едва вы перейдете по этим ссылкам, "внедрит" в смартфон вредоносное программное обеспечение, чтобы выкрасть конфиденциальную информацию.
"Как бы ни было сильно любопытство, не переходите по подозрительным ссылкам, тем более не заполняйте никаких анкет, содержащих личные данные или банковские реквизиты. К сожалению, многие не могут устоять перед соблазном получить выигрыш, учитывая, что внешне такие лжесообщения трудно отличить от реальных сообщений банков, операторов связи или известных торговых центров. Мошенники обычно используют сервисы по сокращению интернет-ссылок, выявить подвох становится сложно", - сказал Дмитрий Акмаев.
Поэтому, если вы получили сообщение о выигрыше, прежде чем переходить по ссылке, уточните, был ли такой розыгрыш в действительности, а лучше просто удалите его, добавил эксперт.
По данным МВД, за последние два года мошенничество стало одним из самых распространенных видов преступлений. Доля таких преступлений в общей структуре выросла с 10% до 13,3% и занимает второе место после краж. Кроме того, современные мошенники все чаще используют цифровые приемы, методики вишинга и фишинга и других видов интернет-мошенничества.
Источник fingramota.kz