В НПП «Атамекен» рассказали о нововведениях.
С 9 августа бизнес будет работать по-новому. Это связано не только с изменением эпидемиологической ситуации, но и c корректировками в системе Ashyq. О том, каких нововведений ждать бизнес-сообществу, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Нариман Абильшаиков.
Нариман Бактыбаевич, какие изменения планируется ввести в систему Ashyq?
- В недавно опубликованном постановлении главного санитарного врача Казахстана появилось понятие «темно- красной» зоны. Согласно документу, с 9 августа 2021 года к этой зоне будут отнесены регионы, в которых заполняемость инфекционных коек превысит 70%, заполняемость коек на 100 тыс. населения составит свыше 200.
Когда было введено понятие «темно-красной» зоны, то многим заведениям запретили работать в выходные дни. Предприниматели, участвующие в системе Ashyq, стали жаловаться, что, несмотря на то что они провели масштабную вакцинацию своих сотрудников, их ограничивают в работе.
На межведомственной комиссии мы вышли с предложением, чтобы с 9 августа для участников проекта Ashyq, находящихся в «темно-красной» зоне, дали привилегии. В результате им разрешили работать не до 20:00, как раньше, а до 22:00, лидерам Ashyq – до 24:00.
Ранее, исходя из постановления главного государственного санврача РК, региональные главные санврачи, учитывая эпидемиологическую ситуацию в городах, областях, могли ужесточить условия работы учреждений по времени. В результате некоторые санврачи стали злоупотреблять своими полномочиями. В настоящее время в «темно-красной» зоне находятся четыре региона: Алматы, Шымкент, Атырауская и Карагандинская области. В Атырауской области был случай, когда главный санврач решил, что торговые рынки, базары, работающие по Ashyq в его регионе, будут работать до 15:00. Предпринимателей области возмутила эта инициатива, потому что, по их словам, основной поток посетителей они фиксируют в послеобеденное время. В результате они вышли на митинг.
Мы вышли с инициативой, чтобы с 9 августа главные региональные санврачи не могли принимать решения по ужесточению карантина в своем регионе в отношении участников Ashyq. Это касается четырех регионов «темно-красной» зоны: Алматы, Шымкента, Атырауской и Карагандинской областей. То есть теперь главные санврачи этих регионов будут руководствоваться только постановлением главного санврача страны.
Какие жалобы поступают от предпринимателей по работе системы Ashyq?
- Основная претензия по проекту Ashyq заключалась в том, что механизм получения QR-кода был частично автоматизирован. В результате процесс получения QR-кода мог занять от 2-9 дней. Объясню, чтобы получить такой код, предпринимателю нужно было получить акт соответствия компании санитарным нормам, выбрать в системе Ashyq соответствующий общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД). Эти два «ручных» механизма затягивали процедуру получения QR-кода.
Чтобы предприниматели могли как можно быстрее получить QR-код, мы исключили эти два «ручных» механизма. Теперь мы полностью полагаемся на ответственность бизнеса. В настоящее время компании могут зарегистрироваться в Ashyq по упрощенному порядку. Это займет не более 3-5 минут. То есть, если у предпринимателя есть ЭЦП, то он самостоятельно сможет подобрать ОКЭД, после ему на почту придет QR-код. В результате этой инициативы количество участников Ashyq по всему Казахстану с 29 июля по 4 августа увеличилось с 20 тыс. до 80 тыс. участников.
Некоторые предприниматели недовольны тем, что в проекте Ashyq есть понятие «лидеры». По их словам, это дискриминирует остальных игроков рынка. Статус «лидера» присваивается в зависимости от количества зафиксированных через Ashyq посетителей. По рынку общепита в столице, Алматы, Шымкенте – это более 2 тыс. посещений за две недели. Но многие несетевые кафе не могут потянуть эту планку. Планируется ли пересмотреть критерии по лидерству?
- Мы согласны с предпринимателями. Одно из наших предложений — лидеров Ashyq можно определять, исходя из площади помещения учреждения (кафе, ТРЦ, спортивного клуба) или количества посадочных мест, по доле вакцинированных сотрудников. Мы понимаем, что критерии, утвержденные ранее на межведомственной комиссии, не позволяют сегментам микро и малого бизнеса стать лидерами Ashyq, даже теоретически.
Можете подробнее рассказать о рассматриваемых критериях…
- Например, если площадь кафе будет составлять от 10-50 квадратных метров, то для него будет определенный критерий по посещаемости при присвоении статуса лидера Ashyq. Норма по посещаемости будет определяться на основе среднестатистических показателей по посещаемости того или иного заведения (кафе, ТРЦ, гостиницы и так далее). Таким образом, каждая из компаний определенной сферы имеет реальную возможность стать лидером Ashyq в своем «весовом» сегменте.
Недавно у нас состоялась онлайн-встреча с предпринимателями, на которой они озвучили свои предложения по лидерству в Ashyq. Мнения бизнес-сообщества разделились: часть предпринимателей против нововведений в проекте Ashyq, другие поддержали дополнительные послабления для лидеров системы. В целом бизнес согласился с тем, что Ashyq необходим, он позволяет сохранять баланс интересов бизнеса и всего общества.
Автор Анна Видянова
Источник kapital.kz