Налог с доходов иностранных IТ-компаний, который они будут платить в России, принесет в бюджет от $53 млн до $103 млн в год, посчитало агентство PwC по заказу Минцифры. Ведомство хочет направить эти деньги на помощь отечественным компаниям.
Цифровой налог для иностранных IТ-компаний будет приносить России от $53 млн до $103 млн в год. Об этом говорится в исследовании аналитического агентства PwC по цифровому налогу от августа 2021 года (есть у Forbes).
Компания PwC провела исследование по заказу Минцифры, рассказали Forbes два источника в одной из IТ-компаний и подтвердил источник, знакомый с результатами исследования. Ведомство попросило несколько крупных IТ-компаний проверить расчеты Минцифры, касающиеся поддержки российского интернет-рынка, а эти компании привлекли PwC в качестве независимого консультанта, рассказал Forbes источник в одной из IТ-компаний. По его словам, исследование поможет разработать дополнительные меры поддержки для всего IТ-рынка. Источник, знакомый с результатами исследования, рассказал, что оно проводилось для сравнения конкурентных условий для IТ-компаний в разных юрисдикциях.
Аналитики PwC рассчитали возможные сборы с иностранных IТ-компаний в России, исходя из оценки поступлений в бюджет от аналогичного цифрового налога во Франции. Там с 2019 года международные IТ-компании обязаны платить 3% от выручки, полученной во Франции, если их общий оборот составляет не менее €750 млн, из которых не менее €25 млн приходится на территорию страны. В исследовании указано, что во Франции за год собрали $415 млн цифровых налогов (за какой именно год, не указано).
Для расчетов на российском рынке исследователи использовали корректирующие коэффициенты — они учли количество интернет-пользователей (в России их почти вдвое больше, чем во Франции) и число российских IТ-компаний. В документе указано, что по «неформальной оценке «Яндекса» на российские компании приходится около 60% интернет-рынка (в деньгах и пользователях).
Кроме того, авторы исследования учитывали специфику российского рынка: средний чек пользователя в Facebook (речь идет о платных функциях) во Франции в 5,6 раз выше, чем в России, ВВП на душу населения во Франции выше в 4,6 раз, а CRM в YouTube (цена за тысячу показов рекламного баннера) во Франции выше почти в три раза.
Ранее правительство определилось с размером нового налога для цифровых компаний, который предположительно составит 3%, сообщал Forbes со ссылкой на чиновника Минцифры. Под новый налог попадут международные IТ-компании и маркетплейсы, которые будут платить 3% от дохода, полученного от россиян.
Например, Facebook должен будет заплатить 3% от той суммы, которую заработает на платежах россиян или на монетизации их обезличенных данных, рассказывал чиновник. Эти средства государство направит на льготы для отечественных цифровых компаний, так как «их больше невозможно финансировать из государственного бюджета», отмечал он.
Тогда же представитель зампреда правительства Дмитрия Чернышенко рассказал, что сейчас в правительстве рассматриваются два варианта: введение налога в одностороннем порядке или присоединение к глобальной системе налогообложения, которую разрабатывает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Налоговые маневры IТ-компаний
Аналитики PwC также сравнили эффективную налоговую ставку (среднее значение за 2018-2020 годы) для российских и международных IТ-компаний — общую, а также за пределами США. Речь идет о показателе, который отражает реальную налоговую нагрузку компаний в разных странах.
По данным PwC, для «Яндекса» эффективная налоговая ставка составляет 30% (общая и за пределами США). Для Alphabet (материнской компании Google) — 14% общая и 10% за пределами США, у Facebook — 16% общая и 8% за пределами США, у Apple — 16% общая и 14% за пределами США.
Эффективная налоговая ставка российских IТ-компаний зачастую выше, чем у глобальных игроков, например, из-за невозможности в разных компаниях одной группы уменьшить общую прибыль за счет убытков некоторых бизнесов и платить с нее налог, говорит собеседник Forbes в одной из IТ-компаний. «Кроме того, в России невозможно отнести к расходам выданные сотрудникам опционы. При этом опционные программы являются распространенным инструментом мотивации для большинства IТ-компаний», — добавил он.
Более низкая эффективная налоговая ставка у зарубежных IТ-компаний по сравнению с российскими может говорить о том, что иностранные налоговые органы терпимо относятся к использованию более выгодных налоговых юрисдикций и к применению налоговых льгот, считает руководитель практики налогового планирования МЭФ PKF Геннадий Тимоничев.
По его словам, планируемая сумма поступлений — по сути капля в море, которая не покроет разницу в эффективных ставках, а перераспределение налогов от иностранных IТ-компаний в пользу отечественных может ухудшить деловой климат. «На фоне принципиального согласования многосторонней инициативы ОЭСР односторонние меры по введению цифрового налога выглядят уже менее актуально», — заключил Тимоничев.
Представитель Минцифры заявил Forbes, что в ведомстве «знакомы с исследованием», отказавшись от дальнейших комментариев. Представители «Яндекса», Mail.ru Group и PwC отказались от комментариев.
Автор Владислав Скобелев
Источник forbes.ru