Об этом говорили участники международного ПЛАС-Форума «Финтех без границ. Цифровая Евразия»
В Алматы прошел двухдневный ПЛАС-Форум «Финтех без границ. Цифровая Евразия». Участники международной встречи обсудили преодоление последствий коронакризиса, смену приоритетов в платежной индустрии, цифровые валюты центральных банков (CBDC), взаимодействие банкинга и торгового ретейла и многое другое. Выступили более 50 спикеров, в числе которых – представители крупнейших банков, Евразийской экономической комиссии, Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, эксперты отрасли и аналитики. Одним из актуальных вопросов первого дня форума стала тема «Финансовые сервисы эпохи цифровизации. Эволюция банковского ретейла во всем многообразии».
Открыл сессию первый заместитель председателя правления Halyk Bank Антон Мусин. В своем спиче он кратко обрисовал ситуацию по состоянию рынков Казахстана и Узбекистана в настоящее время, а также обозначил вызовы и тренды развития финтеха. Говоря о существующем положении дел, он отметил, что Казахстан уже довольно продвинутая страна с точки зрения внедрения и реализации цифровых технологий в финансовом секторе.
«Существует цифровой онлайн-онбординг, есть онлайн-кредитование, очень сильно развиты платежи, переводы. Все это происходит в онлайн-каналах, и цифры растут десятками процентов от года к году. Это все говорит о том, что уровень цифровизации нашей страны очень высокий. Активно развиваются lifestyle-сервисы, такие как продажа авиабилетов, маркетплейсы», - перечислил Антон Мусин.
В числе факторов, оказывающих значительное влияние на развитие финтеха, спикер назвал продолжающуюся пандемию, последствия которой затрагивают все отрасли экономики и повседневной жизни людей. Совершенно очевидно, что именно с учетом этого банки определяют свою стратегию.
Говоря о вызовах, специфичных для казахстанского рынка, эксперт назвал «перекос по некоторым видам сервисов, доминирование части игроков, что не только сказывается, но и в определенной степени тормозит развитие рынка в целом». Примечательно, что о существовании этого перекоса неоднократно говорилось и на сессиях Национального банка РК.
«Я уверен, что будет попытка перевернуть доминирующую роль некоторых игроков в части платежных и P2P-сервисов. Есть усилия регулятора в этом секторе, есть усилия конкурентов, масса других проектов сейчас появляется на рынке. Все это позволит разбавить ситуацию и сделать ее более конкурентной», - продолжил Антон Мусин.
Еще одним важным вызовом, который существует в Казахстане, является закредитованность населения. По мнению эксперта, этот фактор может повлиять на бизнес-модели банков и тормозить продажу кредитных цифровых продуктов.
Особенностью же финансового рынка Узбекистана он назвал невысокий уровень зрелости банковского сектора, низкий уровень жизни населения в целом, ограниченное присутствие общепринятых технологических платформ и финансовых вендоров (в частности, международных платежных систем Visa, Master Card) и отсутствие инфраструктуры связи для развития финтеха.
Перечисляя, какие тренды станут определяющими в ближайшие 2-3 года, заместитель председателя правления Halyk Bank первым делом назвал глубокую интеграцию финансовых игроков с государственными сервисами: «В Казахстане это направление очень продвинуто, наш банк активно интегрирует свои сервисы с государственными и могу сказать, что госуслуг, предоставляемых онлайн в нашем мобильном приложении, будет все больше и больше».
Кроме того, финтех-рынок будет пытаться заинтересовать население, не охваченное банковскими услугами (unbanked), через разработку новых финансовых продуктов, которые будут удовлетворять потребности именно этой категории.
Также, по мнению Антона Мусина, многие банки попытаются перенять успешный опыт нефинансовых секторов и выстроить маркетплейсы. Он считает, что в перспективе несколько игроков, максимум пятеро, установят равновесие, и это будет конкурентный рынок.
«Наш банк уже предоставляет своим клиентам большое количество нефинансовых сервисов, со временем их станет еще больше. Банки будут пытаться искать в своих бизнес-моделях выход за пределы чисто финансовых услуг и искать маржинальность там, где сейчас ее нет», - отметил Антон Мусин.
Источник kapital.kz