Экономист Ануар Ушбаев представил свой взгляд на реформирование фонда "Самрук-Казына",сообщает informburo.kz.
О народном акционировании "Самрука". Не могу сказать, что я поддерживаю эту идею – как минимум в том виде, в котором она циркулирует на данный момент. Также невозможно не расстраиваться от того, в каком интеллектуальном и моральном отчаянии она предлагается.
Репутация формируется поступками, а люди выносят суждения. В большинстве своём все здравые концепции развития просты, но исполнение – не просто. Именно поэтому качественное исполнение важнее, чем идеальная стратегия, с точки зрения формирования репутации. Много лет в Казахстане при относительно правильных лозунгах на практике совершались глупости.
В текущей истории с национальными компаниями и необходимом ответе на общественный запрос стоят две задачи: обеспечить независимость квазигосударственных компаний от интересов отдельных частных лиц (и избавиться от сопутствующих этому коррупции и неэффективности), а также осуществить определённый перенос благосостояния из государственного сектора в частный (на фоне сложившихся перекосов).
На мой скромный взгляд, вместо того, чтобы "раздавать акции населению" или конвертировать "Самрук-Казына" в инвестиционный фонд для народа, можно было бы воспользоваться уже существующими конструкциями.
Акции тех национальных компаний, которые мы считаем стратегическими для страновых интересов, можно передать в собственность Национального фонда РК. Акции остальных компаний – продать за деньги, если они прибыльные, или ликвидировать эти компании, если они убыточные.
Сам фонд "Самрук-Казына" после этого можно упразднить, а его гарантии и прямые обязательства преемственно принять на себя правительству.
В компаниях, акции которых будут переданы в Нацфонд, необходимо ввести преимущественно независимые советы директоров. Сам совет по управлению Нацфондом тоже необходимо законодательно сделать независимым от исполнительной власти. Намного позже и после очень глубокого осмысления можно решить, как в дальнейшем стоит распоряжаться средствами Нацфонда, включая возможность какого-либо распределения его доходов среди граждан страны.
Повторяясь, скажу, что даже при правильной стратегии результат будет зависеть от исполнения. Однако, правдиво и обратное – при выборе неправильной стратегии эффект от неё будет доминировать над ответственным исполнением.
Реформы не должны предлагаться ситуативно, в спешке, в надежде молниеносно сформулировать и реализовать решения для проблем, накапливавшихся десятилетиями.
Вот есть же у нас некий высший совет по реформам при президенте, пусть он системно и рассматривает все предложения как общественности, так и одноименного агентства по реформам, проводит их должный анализ, пользуясь высокими компетенциями членов совета и вносит ответственные рекомендации по выбранным реформам, публикуя при этом транскрипции каждого заседания. Иначе профанация победит.
Источник informburo.kz