Экоактивист Павел Александров возмутился в соцсети, что при переводе большой суммы со своей карты Halyk Bank на карту другого банка у него списалась комиссия 2% — несколько десятков тысяч тенге. Хотя изначально в мобильном приложении указывалось, что комиссия составляла 0 тенге,сообщает 365info.
Пытаясь выяснить в колл-центре банка, как 0 тенге вдруг превратились в 2%, клиент получил ответ, что на его карте по переводам предусмотрена дополнительная комиссия. Но она не отображается в мобильном приложении.
Чтобы выяснить, насколько правомерны подобные действия банков, редакция 365info.kz обратилась к юристу Сергею Уткину.
Ситуация требует разбирательства
Как отмечает юрист, при открытии любого банковского счета клиент всегда подписывает договор, который часто составляет десять и больше страниц. У любого нормального человека нет энергии и желания все это внимательно читать. Но там должна быть указана информация, согласно которой комиссия возрастает, если перевод превышает определенную сумму.
— Либо в договор вставляют фразу, что банк сам утверждает все эти комиссии, а клиент, подписывая документ, с этим соглашается. Бывает, что договор составляется онлайн — современные технологии это позволяют. SMS-уведомление приравнивается к электронно-цифровой подписи. Но человеку все равно дают ознакомиться с предоставляемой информацией, ему надо лишь проставить везде галочки.
В мобильном приложении должна отображаться корректная информация. В данном случае банк поступил недобросовестно
Быть добросовестным — обязанность всех участников гражданско-правовых имущественных договорных отношений. Если в приложении человек видит, что комиссия составляет 0 тенге, он верит этой информации, а когда в итоге теряет деньги, его возмущение абсолютно обосновано.
И если в банке ему отвечают, что приложение это не учитывает, закономерно спросить, почему? Сделано это умышленно или по чьей-то безалаберности — разницы нет. Когда в случае перевода денег человек в приложении вводит крупную сумму и видит, что комиссия возросла, у него должна быть возможность либо согласиться с этим и продолжить операцию, либо выбрать другой способ перевода средства. И избежать непредвиденных расходов.
Это все равно что ситуация в магазине, когда покупатель на ценнике видит одну цену, а на кассе ему пробивают товар по другой, более высокой. В данном случае продавец однозначно не прав.
Юридически это называется оферта. Термин есть в гражданском кодексе и означает предложение продать какой-то товар или услугу по определенной цене. Если условие не выполнено, клиент может отсудить эту сумму — если суд будет справедливым
А суд не должен вставать на сторону того, кто действует недобросовестно, — замечает юрист.
Как избежать обмана?
По наблюдениям Сергея Уткина, у банков нередко продуманы хитрости по получению дополнительной выгоды. Например, какие-то условия, написанные в договоре отдельно и мелким шрифтом.
— Этим грешат все банки. А чтобы не обманывали и не хитрили разными способами, Нацбанк с этим борется и ужесточает требования, совершенствуя законодательство. Но наверняка те придумывают что-то новое.В случае с комиссией в мобильном приложении, которая не отображается, не знаю, есть ли какой-то нормативный документ Нацбанка, который регламентирует мобильное приложение. Наверняка еще нет. Но если даже именно это правоотношение не урегулировано законом, то из принципов разумности, добросовестности и справедливости любой судья скажет, что банк не прав.По каким-то другим хитростям надо смотреть, во-первых, на нормативно-правовые постановления Нацбанка, а во-вторых, самим клиентам стоит внимательно читать договоры, — подчеркивает Уткин.
Как бы то ни было, в банковской сфере тоже присутствует конкурентная среда. И если отдельно взятый банк поступает недобросовестно, об этом надо говорить публично. Потенциальные клиенты от такого банка будут отворачиваться. По словам юриста, это и есть та невидимая рука рынка, которая стимулирует работать добросовестно.
Автор Татьяна Киселёва
Источник 365info.kz