Участники общественного движения также привели данные о росте количества разбоев и ДТП, снижении торговли, нарушении прав граждан.

Фото: Руслан Пряников (Алматы, 3 декабря 2024 года, ~16:30)

Фото: Руслан Пряников

Как перевод времени влияет на казахстанцев – свои данные об этом участники общественного движения представили на пресс-конференции в Алматы, сообщает кapital.kz. Общественный деятель Казбек Бейсебаев напомнил, что в 12 областях Казахстана и трех городах республиканского значения, которые перевели в часовой пояс UTC+5, проживают 15 млн человек. 

Результаты исследования

«Я хочу рассказать о социологическом исследовании* (описание выборки респондентов доступно в конце материала – Ред.), которое мы провели буквально на днях. В пяти областях Казахстана время не поменялось – мы взяли их за контрольную группу. Исследуя весь Казахстан, мы сравнивали результаты с контрольной группой, чтобы посмотреть, насколько изменение часового пояса повлияло на самочувствие граждан», – объясняет биофизик, кандидат психологических наук, социолог, президент ОФ «Центр исследований Сандж», член Общественного совета по госфинансам министерства финансов Жанар Джандосова.

Страну условно поделили на три региона: Восток (Павлодарская, Карагандинская, ВКО, Абайская, Жетысу, Алматинская области и город Алматы), Запад (пять областей, где время осталось прежним: ЗКО, Атырауская, Мангистауская, Актюбинская и Кызылординская области) и Центр (остальные области и города республиканского значения).

«85% и 54% жителей восточных и центральных областей, соответственно, сказали, что на них перевод времени повлиял отрицательно. Если экстраполировать результаты исследования на весь Казахстан, это говорит о том, что примерно на 11,5 млн человек перевод времени повлиял отрицательно», – комментирует спикер.

По восточной долготе Казахстан начинается от 50 градусов и заканчивается на 85 градусах, добавила она. «Мы знаем, что один пояс – это 15 градусов. То есть получается, что в Казахстане должно быть 2,5 часовых пояса», – констатирует Жанар Джандосова.

По ее словам, на Западе (контрольная группа) – 10%, в Центре – примерно 50% и на Востоке – почти 80% людей сказали, что у них ухудшился сон, самочувствие, условия для работы и учебы, упала работоспособность, ухудшилось здоровье. Граждане высказались и насчет безопасности на улицах после 5 вечера, и выразили беспокойство за детей, которые идут из школы до дома в это время. На Западе ухудшение отметили 10% граждан, в Центре – 50%, на Востоке – 80-90%.

«У нас были вопросы по кражам и нападениям. Но я проверила статистику – на самом деле увеличились не кражи, а разбои: в ВКО и Жетысуской области – в 2,5 раза, в Алматы – в 1,6 раза, в Жамбылской области – в 1,8 раза. Хулиганства в ВКО и Алматинской области увеличились в 1,4 раза, в Алматы – в 1,2 раза. И это при том, что в целом по Казахстану показатель вырос в 1,1 раза, что гораздо меньше. ДТП выросли в два раза в ВКО, Абайской области, Алматы, Астане, Павлодаре. В Казахстане везде повысилось количество ДТП, но в таких масштабах – только в этих областях», – подчеркивает эксперт.

Она добавила, что это сравнение данных на октябрь 2024 года с аналогичным периодом прошлого года.

«Мы также видим, что потребление электричества выросло, как и временные затраты на сопровождение детей, а также транспортные расходы – потому что человек предпочитает добираться на транспорте, чем идти пешком. Люди перестали проводить досуг с друзьями, семьей вне дома. Очень сильно это еще сказалось на заработке и бизнесе, а также на посещении фитнеса или спортивных мероприятий», – сказала Жанар Джандосова.

Спикер назвала отрасли, которые «пострадали» и «выиграли» от изменения часового пояса. «На первом месте – строительство, далее следуют производство, торговля на базарах, – перечисляет эксперт «пострадавшие» сферы. – «Выиграли», естественно, сферы энергетики и развлечений».

«Принимая постановление, правительство намеренно проигнорировало права и свободы граждан, предпринимателей…Национальная палата предпринимателей «Атамекен», кстати, дала отрицательное заключение на этот перевод времени – ее мнение не учли», – обращает внимание Жанар Джандосова.

Влияние на торговлю

Председатель ОО «Независимый профсоюз по защите малого и среднего бизнеса (МСБ)» Елена Мотькина рассказала о ситуации в сфере торговли.

«В Алматы функционирует 225 торговых домов, 60 торговых рынков, 70 ТРЦ и торговых центров», – сообщает спикер.

По ее словам, по Северному кольцу, где официально зарегистрировано 35 тыс. точек торговли, в 16:30 уже глубокая ночь.

«Поэтому покупатели вообще отсутствуют. Торговля теперь длится всего семь часов вместо положенных 10», – заявила Елена Мотькина.

Она отметила, что произошел спад торговли: снижение за текущие девять месяцев (с 1 марта 2024 года – Ред.) на 50-70%.

«До перевода времени средняя торговля – и оптовая, и розничная – составляла в день от 100 до 150 тыс. тенге. После перевода средняя торговля сократилась до 30-40 тыс. тенге в день, – рассказывает глава профсоюза по защите МСБ. – До перевода времени товар закупали два раза в месяц на 6 тыс. долларов. Теперь – один раз в полгода на эту же сумму».

По данным Елены Мотькиной, в Алматы 3,5 тыс. магазинов у дома, 80% из которых находятся в субаренде.

«Перевод времени также сказался на их торговле. Они жалуются, что торговля снизилась на 30-40%», – уточняет она.

О нарушении прав

Юрист Общественного фонда (ОФ) «Международная правовая инициатива» Амангельды Шорманбаев сказал о том, что постановление о переводе времени нарушает ряд прав граждан: право на здоровье, равенство перед законом, на жизнь, на участие в управлении делами государства.

«Со здоровьем, я думаю, все понятно. Равенство перед законом – для западных областей Казахстана ничего не изменилось, время поменяли для центральных и восточных областей, то есть граждане РК поставлены в неравные условия», – поясняет он.

Право на жизнь означает, что государство несет обязательство охранять жизнь человека от причинения смерти и предотвращать всевозможные смертельные случаи всеми доступными способами.

«Мы видим, что раннее наступление темноты провоцирует определенную преступность, ДТП, в которых могут пострадать дети. Получается, что рукотворно создаются такие условия, при которых жизнь человека в две трети областей Казахстана подвергается опасности. Согласно стандартам ООН, право на жизнь может быть нарушено не только когда человек лишен жизни, но и даже тогда, когда государство ставит жизнь человека под угрозу», – замечает юрист ОФ «Международная правовая инициатива».

*Описание выборки (из презентации Жанар Джандосовой)

Центром исследований Сандж опрошено 1024 респондента равным числом по всем регионам Казахстана. Вероятность ошибки при максимальной неопределенности признака и 95% доверительном интервале плюс-минус 3,06%. Выборка была квотной по полу, возрасту и национальности. Элемент случайности обеспечивался рандомным выбором респондента из телефонной базы и последующими референсами. Женщины составили 51,9%, мужчины – 48,1%; 63,7% – городские жители, 36,3% – сельские. Национальный состав по областям соответствует региональным совокупностям. Возраст: 18-30 лет – 27%, 31-44 года – 35%, 45-61 год – 27,1%, старше 62 лет – 10,4%. Средний размер домохозяйств – 4,27 человека. Среднее количество детей в близком окружении – 1,86. По занятости работники частных компаний составили 24,5%, крупных компаний – 7,4%, предприниматели – 17,2%, бюджетники – 12,1%, самозанятые – 10,7%, пенсионеры – 8,7%, работники госорганов – 7,4%, домохозяйки – 4,4%, студенты – 4,1%, безработные – 1,6%, другие – 0,8%. Сфера услуг – 21,9%, строительство – 15,9%, торговля – 12,5%, образование, здравоохранение – 14,8%, сельское хозяйство – 6,1%.

Автор Анель Курманова

Источник kapital.kz