С 2007 года в Казахстане действует Закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, который до недавнего времени не претерпевал кардинальных изменений. Последние 2 года для обязательного автострахования стали «урожайными» на реформы и процесс не останавливается,сообщает allinsurance.kz.

auto insurance usa

После полного перехода обязательного автострахования в онлайн и введения упрощенного порядка урегулирования убытка в виде «Европротокола», регулятор продвигает изменения, которые будут способствовать более объективному ценообразованию на полисы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Реконструкция системы «бонус-малус»

Основные изменения касаются совершенствования системы «бонус-малус» по обязательному автострахованию. Данная система используется при расчете стоимости страховки, которую клиент платит страховщику в зависимости от истории страховых случаев. Класс «бонус-малус» возрастает при безаварийной езде и понижается в случае аварии по вине клиента. Соответственно, чем выше класс «бонус-малус», тем дешевле страховка. Текущая система действует с 2007 года и состоит из 15 классов: 13 основных классов и классов «0» и «М».

Агентством предлагается расширить систему «бонус-малус» с 15 до 18 классов – добавляются новые классы «М1» и «М2», которые будут применяться к водителям, регулярно попадающим ДТП. Эти классы будут применяться в случае совершения трех и более ДТП в течение года.

В свою очередь для аккуратных водителей, которые находятся в «13» классе (наивысшем) более 5 лет без ДТП, стоимость страховки будет снижена.

Важным нововведением станет учет в системе «бонус-малус» не только количества страховых случаев, но и тяжести причиненного вреда (ущерба). Например, если ущерб от аварии составил менее 200 МРП (738 400 тенге в 2024г.) или участники ДТП оформили страховой случай с помощью упрощенного порядка урегулирования «Европротокол» (максимальная выплата – 100 МРП или 369 200 тенге в 2024 г.), то для виновника аварии надбавка к стоимости страховки при следующем заключении страхового договора будет меньше, чем надбавка для виновника аварии, причинившего крупный ущерб (200 МРП и более).

Новая система будет также учитывать соблюдение водителями правил дорожного движения при вождении. Если водитель, совершивший ДТП, имеет штрафы, например, за превышение скорости движения на 40 и более км/ч, выезд на встречную полосу движения или создание аварийной обстановки, то при заключении следующего страхового договора его класс «бонус-малус» уменьшится автоматически. При этом административные и уголовные правонарушения будут учитываться только при наличии в совокупности трех и более нарушений ПДД в течение периода страхования, т.е. в течение одного года.

Подобный опыт применяется во многих странах мира для стимулирования водителей к аккуратному вождению и соблюдению правил и культуры вождения. Регулятор также предлагает распространить систему «бонус-малус» на водителей, управляющих автомобилем в присутствии страхователя или застрахованного на основании трудового или иного договора, включая каршеринг.

Таргетируемая убыточность и фактор достоверности

29 августа регулятором было принято постановление, которым утверждаются размеры таргетируемой убыточности и фактора достоверности, используемых для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств на 2025 год.

Таргетируемая убыточность характеризует целевой показатель убыточности по обязательному автострахованию, значение которого должно находиться в диапазоне 60-80%. На 2025 год размер таргетируемой убыточности сохранен на том же уровне, который был определен в прошлом году, и установлен в размере 65%.

В свою очередь, фактор достоверности — это коэффициент, характеризующий степень доверия к используемым данным единой базы данных по страхованию и в связи с улучшением качества данных в единой базе данных по страхованию, на основе которых производится расчет поправочных коэффициентов, фактор достоверности в сравнении с прошлым годом увеличен и утвержден на уровне 70%.

Данные показатели в дальнейшем будут применены для определения региональных поправочных коэффициентов для исчисления страховой премии по обязательному автострахованию, что сделает тарифы более актуальными.

Источник аllinsurance.kz