Сформировать историю автомобиля поможет система электронных паспортов, в которой пока зарегистрировано только 42 транспортных средства, сообщает forbes.ru

В России готовится реформа процедуры техосмотра автомобилей — стоимость и сроки проведения техосмотра будут поставлены в зависимость от пробега и аварийности. Об этом сообщил глава департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт» («дочка» Ростеха) Борис Ионов на заседании научно-технического совета Торгово-промышленной палаты России.

«Индивидуальные программы ТО можно сделать даже для конкретных моделей, категорий автомобилей», — рассказал он газете «Коммерсантъ». Ионов пояснил, что речь идет о программах ТО, которые будут учитывать характеристики автомобиля, в том числе его пробег, особенности его эксплуатации, данные о ДТП, в которые он попадал, страховые случаи и отзывные кампании. Анализ этих данных позволит сформировать историю этого автомобиля, в зависимости от которой техосмотр можно проходить реже и по более дешевым ценам. Либо же ТО придется проходить чаще и по более тщательной процедуре, что в конечном итоге обойдется автовладельцу дороже. В некоторых случаях история автомобиля позволит ввести ограничения или запрет на его эксплуатацию с передачей сведений в ГИБДД.


Ионов объяснил, что если для обычного и свежего автомобиля с безаварийной историей достаточно проводить один ТО в год, то транспортные средства часто попадающие в ДТП или имеющие большой пробег, в том числе такси, которые в год наматывают 200 000 км, следует, возможно, проверять раз в три месяца.

По его словам, потребуется несколько лет на то, чтобы в системе электронных паспортов для транспортных средств (ЭПТС) накопилось достаточно данных для формирования историй автомобилей. Кроме того, потребуется внести соответствующие изменения в закон «О техосмотре» и другие нормативные акты.

Ионов отметил, что ряд операторов ТО поддержали предложения о новой процедуре мониторинга транспортных средств. Тем не менее опрошенные изданием эксперты отметили, что реализовать идею будет сложно, так как большая часть операторов ТО просто «рисуют» диагностические карты.

Ионов возглавляет департамент научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт», которая является оператором системы электронных ПТС (ЭПТС). Система введена в строй совсем недавно, в нее поступают все сведения об автомобиле, позволяющие создать его историю, за исключением данных о собственнике. Пока в системе зарегистрировано всего 42 транспортных средства, следует из данных на сайте ЭПТС. В ГИБДД зарегистрировано всего 11 автомобилей с электронными паспортами. С ноября 2019 года все транспортные средства, ввозимые в Россию и производимые в стране, будут получать только электронные ПТС.

Автовладельцы также могут добровольно переоформить бумажный ПТС на электронный, заплатив за это 600 рублей.

Проходить технический осмотр в России обязаны транспортные средства с объемом двигателя свыше 50 куб. см. В настоящее время автомобили возрастом до трех лет не должны проходить ТО. Транспортные средства возрастом от трех до семи лет проходят его раз в два года. Более старые — ежегодно. Такси, автобусы и некоторые разновидности грузовиков должны проходить ТО каждые шесть месяцев.

Порядок и сроки прохождения ТО регламентируются законом от 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В правила прохождения ТО постоянно вносятся изменения. Последний раз это было сделано в феврале 2018 года. Согласно новым требованиям, автомобилисты обязаны иметь как знак аварийной остановки и огнетушитель, так и аптечку. Кроме того, теперь запрещается использовать шипованную резину не на всех колесах и пользоваться транспортным средством с неисправным усилителем руля.

Тем не менее, в настоящее время автовладельцы воспринимают техосмотр как ненужную формальность и еще один косвенный налог на машину. И предпочитают покупать диагностические карты, не представляя автомобиль на осмотр. Именно поэтому Минэкономразвития в декабре 2017 года внесло в Госдуму законопроект, предлагающий ввести обязательную видеофиксацию процедуры ТО, установив уголовную ответственность для операторов за подлог.