Ключевые акценты общественно-политических процессов в Казахстане и резонансные события начала 2019-го мы обсуждаем в беседе с известным казахстанским политическим аналитиком Султанбеком Султангалиевым.

 Часть первая

- Султеке, прежде всего, хотел бы сказать, что видел информацию на одном российском сайте о мероприятии с вашим участием, где вас назвали советником Секретаря ЦК КНПК. Что это за должность и можно ли сказать, что теперь вы вошли в высшее руководство партии народных коммунистов?

- Это обыкновенная должность советника руководителя партии по политическим вопросам (смеется). Я данное назначение не афишировал, так как оно имеет сугубо внутрипартийное значение и ничего, по сути, не меняет. Ни о каком вхождении в партийное руководство КНПК речи, разумеется, сейчас быть не может. Я не стремлюсь к этому - меня абсолютно устраивает мое сегодняшнее положение.

Самый логичный сценарий

- Можно ли связать ваш переезд в Астану с подготовкой вашей партии к досрочным президентским выборам, о возможности проведения которых говорят известные казахстанские политологи, в том числе, и вы?

- Во-первых, пока еще никто не может сказать в точности какие досрочные выборы - парламентские или президентские нас ожидают в 2019 году. Во-вторых, будет ли вообще избирательная кампания - это тоже большой вопрос.

Политологи делают выводы о грядущих выборах, основываясь на косвенных признаках:
1) Очень мощная социальная составляющая октябрьского послания президента. Сразу оговорюсь: по сравнению с двумя прошлыми годами.

2) Углубление идеологического курса «Рухани Жаңғыру», которое получило второе дыхание после программной статьи главы государства «Семь граней Великой степи». И хотя пропагандистский импульс скоропостижно выдохся к концу года, но это только тактическая передышка. Полагаю, что в феврале нас ждет новая волна кампании по продвижению «Рухани Жаңғыру» в модернизируемое общественное сознание.

3) Завершение доукомплектации состава избирательных комиссий.

4) Резко возросшая активность национал-популистов, а это традиционный признак приближающейся избирательной кампании в Казахстане. Просто в период с ноября 2018 по январь 2019 расшатывание электората вышло на исторический максимум и перешло все границы разумной регулируемой манипуляции, перейдя в состояние истеричной вакханалии в социальных сетях, в первую очередь в Фэйсбуке, естественно.

5) Возрастание социальной напряженности в обществе и очень смутные перспективы улучшения в социально-экономической сфере. И, несмотря на то, что я абсолютно уверен в том, что у Центральной избирательной комиссии не возникнет никаких проблем при подсчете результатов, всё равно, более-менее благожелательный общественный фон, конечно же, не помешает.

Проведение досрочных президентских выборов в 2019 году логичны с точки зрения не просто механического транзита власти, но и стратегического укрепления позиций настоящего преемника. Так как, напомню, что в случае досрочного прекращения президентом своих обязанностей, оставшийся срок (а это до 2024 года) исполнять обязанности будет преемник и ему совсем не обязательно занимать перед этим должность председателя Сената.

В Туркменистане и Узбекистане преемниками президентов стали люди, которые по конституционным нормам не могли претендовать на высшую должность. Смотрите на вопрос шире: на Востоке никогда не заморачивались с бумагой… Формальная же передача власти может состояться в 2020 году, если не случится ничего экстраординарного… Есть, разумеется и другие сценарии, но вышеприведенный - самый, на мой взгляд, логичный, так как нивелирует все возможные опасности и учитывает особенности существующей политической системы.

- А вы не рассматривали вариант проведения широкомасштабных демократических реформ в результате которых наши политологи в качестве главного фактора политических процессов будут рассматривать народное волеизъявление, а не комбинаторные игры элитных группировок?

- О том, что системе государственного управления и стране в целом как воздух необходимы реальные демократические реформы, экспертное сообщество твердит уже очень давно. И в политических кругах есть понимание данной проблемы, но проблема заключается в том, что так называемая элита морально-психологически к таким реформам не готова. И тем самым, между прочим, кардинально пилит сук, на котором сидит.

Полагаю, что к середине века проблема неизбежно решится - либо эволюционным путем, если верхушка всё-таки поумнеет, или же через революцию, когда общество созреет до понимания выражения « Мы не рабы. Рабы не мы». В общем, в данном вопросе я пессимистичный оптимист…

Перспективы казахского национализма

- В одном из своих комментариев в Фэйсбуке вы написали, что в следующем десятилетии к власти неизбежно придут националисты. На чем основывается ваш прогноз?

- Во-первых на демографических тенденциях - доля неказахского населения неуклонно сокращается вследствие естественной убыли и в результате растущей эмиграции. В 1999 году неказахское население составляло 47,6% , в 2009-м - 37,9%, в 2018-м - 32,5% (оценочно). Полагаю, что перепись 2019 года покажет в реальности, если все будет правильно проведено, не более 27-29 % неказахского населения.

Цифры миграции из Казахстана тоже растут с 2014 года, но так как данные разнятся я их приводить не буду - это тема отдельного разговора. Принципиальным здесь является вопрос о том кто уезжает – это, конечно же, русскоязычные жители страны (как неказахи, так и казахи), которые в идейно-политическом плане не являются сторонниками идей казахских национал-популистов. А так как это люди преимущественно молодого и среднего возрастов, то таким образом, в лагере оппонентов националистов исчезают кадры, которые могли бы конкурировать с национал-популистами в политическом поле, в избирательных кампаниях и т.д.

Во-вторых, деградация образования, падение уровня жизни отдельных категорий граждан, особенно в сельской местности, социальные противоречия являются благодатной почвой для роста радикальных настроений националистического толка.

Ведь идеология национализма крайне примитивна, и тем самым очень доступна для понимания: есть свои и чужие, ты сейчас живешь плохо, потому что чужие живут хорошо, во всем виноваты чужие, не будет чужих – ты станешь жить лучше.

Всё становится очень просто и понятно, если отбросить все эти красивые словоформы о патриотизме, любви к родине, языку и предкам, которыми так чарующе обволакивается пещерная суть национал-популизма.

В-третьих, национал-популизм, в основе которого лежит принцип «красиво говорить, ничего не делать и ни за что не отвечать», духовно близок низшему и среднему звену казахстанской бюрократии, которые в условиях отсутствия политической конкуренции и социальных лифтов, неизбежно поднимаются к вершинам власти.

- Вы (я так считаю) человек с блестящими способностями, патриот своей страны, который может принести ощутимую пользу Родине. Если вы так уверены в грядущей победе национализма в Казахстане, то почему бы вам сейчас не перейти на сторону потенциальных победителей?

- Во-первых, это неприемлемо для меня по моральным принципам. Во-вторых, национал-популисты во власти приведут страну на край гибели. Потому что систему государственного управления они не поменяют, а уровень свободы человека будет таким, что мы все будем вспоминать эпоху Назарбаева как золотой век демократии. Лично у меня нет никаких иллюзий в отношении того, что ждет страну и народ.

- А потом к власти придут коммунисты и Султангалиев на белом коне спасет Отечество?

- Лично я не против (смеется). Но сейчас не спеша зреет и постепенно усиливается другая политическая сила, перед которой все эти тёрки между ватниками и нацпопами, между элементами гражданского общества и государственными органами, ничего не значат. Она будет способна уничтожить всех. Эта сила и станет очень значительным игроком на политическом поле Казахстана в 20-х годах нашего века.

Источник www.matritca.kz