Спустя более трех лет после пика кризиса, вызванного огромным наплывом беженцев, Евросоюз продолжает испытывать в этом вопросе серьезные трудности. Несмотря на то что число прибывающих мигрантов вернулось к уровню, существовавшему до 2015 г., проблема с просителями убежища в Европе остается как никогда острой. 

Канцлер Германии Ангела Меркель, один из сторонников "политики открытых дверей", продолжает подвергаться критики не только со стороны своих политических оппонентов, но и собственного правительства, а также некоторых стран-членов ЕС. В июле 2018 г. на саммите ЕС в Брюсселе ей пришлось пойти на уступки и ввести ограничение на прием беженцев, после того как министр внутренних дел Хорст Зеехофер пригрозил уйти в отставку, что могло бы привести к развалу правительственной коалиции.

Кризис, первоначально полностью связанный с беженцами, привел к разногласиям и взаимным обвинениям внутри Евросоюза. Ряд стран, в первую очередь Венгрия, Польша и Чешская Республика, категорически отказываются открывать свои границы для мигрантов из Ближнего Востока, Азии и Северной Африки, несмотря на то что Италия и Греция, две страны с внешними границами ЕС на южном фланге, задыхаются от наплыва беженцев. Центральная и Восточная Европа явно не спешит разделить это тяжелое бремя. 

В то время как антииммиграционные и крайне правые партии стремительно приходят к власти в странах блока (от Швеции до Италии), все внимание концентрируется на том, как удержать беженцев подальше от берегов континента и ограничить число прибывающих. Налицо разительный контраст между давно объявленным обязательством ЕС "обеспечить доступ наиболее уязвимой категории людей и защищать всех, кому угрожает смерть или кто сталкивается с насилием", и реакцией европейцев на явный гуманитарный кризис.

Между тем, беженцы продолжают прибывать (правда, уже намного меньше), их размещают в специальных лагерях и все чаще отправляют обратно на родину, в небезопасные страны, нарушая, таким образом, международные законы, отмечает The McGill International Review.

Из-за близости к наиболее проблемным странам (Сирия, Палестина, Йемен, Южный Судан и Афганистан) Иордания, Ливан, Греция и Италия каждый год сталкиваются с огромной волной беженцев, независимо от того, намерены прибывшие люди остаться там или искать убежище в Северной Европе.

Пытаясь снизить количество прибывающих беженцев, страны ЕС используют Дублинское соглашение, согласно которому просители убежища должны подавать свои заявления в стране ЕС, куда они первоначально прибыли. Кроме того, этот документ дает странам право отправлять их туда, где они первоначально пересекли границу ЕС. Это привело к тому, что большое число беженцев были возвращены в страны Южной Европы, главным образом в Италию и Грецию. 

Возглавляемое Джузеппе Конте новое популистское правительство Италии, в которое также входит известный своим антииммиграционным взглядами министр внутренних дел Маттео Сальвини, настаивает на том, чтобы другие члены блока предприняли "конкретные шаги" и взяли на себя часть миграционного бремени. Рим также объявил о закрытии своих портов для судов неправительственных организаций, которые спасают беженцев в море на пути из Северной Африки в Европу.

Не видя поддержку со стороны ЕС, итальянское правительство заключило в 2017 г. соглашение с Ливией, в рамках которого Италия предоставляет средства, оборудование и обучение ливийской береговой охране, которая в обмен патрулирует Средиземное море и возвращает всех пойманных мигрантов.

Германия приняла более 1,4 млн беженцев с 2015 г., так как Меркель поддержала политику ЕС в области свободы передвижения в Европе и временно приостановила действие Дублинского соглашения на территории ФРГ. 

Однако после саммита ЕС по миграции в 2018 г. страна ужесточила контроль и ввела квоту в 200 тыс. беженцев в год. Среди прочего Меркель разрешила отказывать мигрантам, которые уже пытались получить убежище в других странах-членах ЕС.

Поскольку беженцы продолжают прибывать и их потребность в безопасных и человеческих условиях сохраняется, ЕС необходимо найти способ улучшить процедуру предоставления убежища. Согласно законодательству страны ЕС должны защищать права просителей убежища и предоставлять им всеобъемлющую гуманитарную помощь. 

Прошло более трех лет после пика кризиса, вызванного наплывом беженцев, однако члены ЕС, несмотря на все усилия и бесконечные переговоры, до сих пор не могут решить ключевые проблемы этого кризиса, а также добиться упорядочения процесса регистрации и справедливого распределения беженцев по странам блока. Мы видим, как ЕС неповоротлива, а ее члены проводят прямо противоположную политику и отказываются помогать друг другу. Все это указывает на явный экзистенциальный кризис Евросоюза.

 

Источник: vestifinance.ru