Министерство информации и коммуникаций РК опубликовало проект приказа об изменениях в правилах допуска журналистов к освещению мероприятий. Чтобы получить аккредитацию, журналисты должны будут предоставить копии удостоверения личности, трудового договора с редакцией, письменное согласие на соблюдение правил внутреннего распорядка аккредитующей организации и заявление за подписью главного редактора. Однако большинство новых требований противоречит закону.
— Тамара Николаевна, действительно так необходимо издавать приказы, менять правила аккредитации?
У нас есть правила об аккредитации. Министерство не прокомментировало никоим образом, чем вызвана необходимость издания такого приказа. Для журналистов, для свободы слова это не нужно. Самое главное, что, когда создаются какие-то дополнительные условия, препятствующие доступу журналистов к информации, это ограничивает право на доступ к информации всех казахстанцев, потому что журналисты собирают информацию не для себя. Они собирают информацию для того, чтобы сообщать ее обществу.
— Согласно проекту приказа, для получения аккредитации журналист должен представить копии документов, подтверждающих наличие договорных отношений с редакцией. То есть, для аккредитации могут потребовать копию трудового договора? Насколько это законно?
— Разве редакционного удостоверения недостаточно?
— Допустим человек работал в каком-то издании, потом уволился, а редакционное удостоверение у него до сих пор хранится. Но трудовой договор – это документ, в котором отражена заработная плата, и во многих редакциях размер заработной платы отнесен к коммерческой тайне. Если журналист подписал со своим работодателем еще и соглашение о сохранении коммерческой тайны, куда входит размер заработной платы, то он не имеет права без согласия работодателя предоставлять этот трудовой договор куда-либо. Работодатель может не разрешить. В трудовом договоре могут быть и какие-то иные условия трудовых отношений, которые организации, проводящей аккредитацию, совершенно необязательно знать. Поэтому было бы разумнее, чтобы требовали не трудовой договор, а справку с места работы, подтверждающую, что журналист состоит в трудовых отношениях с этим СМИ. Я думаю, что требовать трудовой договор было бы излишним.
— Блогеры ни с кем в трудовых отношениях не состоят, а есть еще внештатники, стрингеры…
— Внештатники – это те журналисты, которые не заключают трудовой договор с редакцией. Они обычно заключают договор о возмездном оказании услуг, делают материалы время от времени, могут находиться даже в другом городе. В проекте приказа написано, что к заявлению прилагается копия документа, подтверждающая наличие договорных отношений между журналистом и СМИ. Так что они могут получить аккредитацию.
— Закон о СМИ имеет большую силу, чем приказ министра. То есть, если приказ министра противоречит закону о СМИ, этот приказ можно не исполнять?
— Давайте посмотрим на нашу казахстанскую действительность. С какой неохотой государственные органы, организации и учреждения, в частности акиматы, хотят видеть журналистов на своих совещаниях, конференциях, на своих мероприятиях. Создаются всевозможные препятствия для того, чтобы журналисты туда не попали, вплоть до того, что объявляют, что начало мероприятия в 9.30, а сами начинают его в 9.00. Журналисты к 9.30 подходят, а их не запускают, потому что мероприятие уже идет. Поэтому я думаю, что чиновники с удовольствием начнут пользоваться этим приказом для того, чтобы усложнить процедуру аккредитации и уменьшить количество журналистов, которых они аккредитуют. В законе написано, что за нарушение правил аккредитации могут лишить аккредитации, а если правила аккредитации устанавливает министерство.
Конечно, если журналисту отказывают в аккредитации, например, по причине того, что он не предоставил копию трудового договора, он или его редакция имеют право обратиться в суд. Поскольку в законе такое требование не содержится, но судебный процесс только в суде первой инстанции может занять от 4 до 6 месяцев, а потом еще апелляция. И неизвестно, как суды будут это рассматривать.
— Что Вы скажете насчет требования получения письменного согласия журналиста на соблюдение внутреннего распорядка?
— Во внутреннем распорядке может содержаться все что угодно. Дресс-код, например, требование приходить в костюме и галстуке или на каблуках и при макияже…
— Да, такое может быть. С другой стороны, все внутренние правила обязательны для исполнения для тех людей, которые состоят в трудовых отношениях с этой организацией. Аккредитованный журналист в таких отношениях не состоит. У нас в практике было такое, что журналиста отправили взять интервью у академика, а его не пустили в Академию наук, потому что он был в футболке и льняных брюках, что не соответствовало дресс-коду академии. Интервью было сорвано. Я считаю, это неправильно. Он же не голый туда пришел, он своим видом не нарушал общественный порядок. Ходить в костюме и галстуке круглый год он совершенно не обязан, потому что он не член Академии наук, не ее сотрудник. Это излишнее требование. У каждой организации могут быть свои требования. Например, в банке это темный низ, светлый верх, каблуки, легкий макияж. В суде никаких требований к внешнему виду посетителей не предъявляется. Если журналист в течение дня посещает несколько организаций, то получается, что ему нужно иметь на работе обширный гардероб и каждые полтора часа переодеваться.
— Или с собой носить, если с одного мероприятия он сразу едет на другое…
— Да, это нереально.
— В правилах внутреннего распорядка госорганов может содержаться и запрет использования смартфонов, фотоаппаратов и т.д. Подписывая заявление о соблюдении этих правил, журналист автоматически соглашается остаться без своих технических средств. Получается, госорганам нужно создавать для СМИ отдельные правила внутреннего распорядка? Или вносить в них дополнения о том, что распространяется на журналистов, а что нет?
— В проекте приказа появилось много оснований для лишения журналиста аккредитации. Они законны?
— Пункт 10 проекта приказа, где перечислены основания, по которым журналист может быть лишен аккредитации, противоречит статье 22 закона о СМИ. Например, «решение суда, вступившее в законную силу». Решение суда о чем? Если о том, чтобы прекратить аккредитацию журналиста, то решение суда должно исполняться вне зависимости от того, написано это в правилах или не написано. Но тут непонятно, о каких именно решениях суда идет речь.
Еще один пункт – нарушение внутреннего распорядка аккредитующего органа и регламента модератора, о котором мы уже упоминали. Это основной подводный камень, потому что мы не знаем, какой внутренний распорядок у аккредитующего органа и что такое регламент модератора. То есть, допустим, идет пресс-конференция и какой-то аккредитованный журналист один раз задает неудобный вопрос, второй раз задает неудобный вопрос, а потом его обвиняют в нарушении установленного модератором регламента и лишают аккредитации.
Еще одно основание для лишения аккредитации – «в случае установленным пунктом 4 статьи 22 Закона о СМИ, т.е. «за распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство аккредитовавших его государственных органов, общественных объединений и организаций». У аккредитующего органа не может быть чести и достоинства, это же юридическое лицо. У нас уже давно внесены изменения в гражданский кодекс, согласно которым честь и достоинство – это права физического лица, а у юридического лица есть только деловая репутация. Более того, я считаю, что у госоргана и деловой репутации не может быть, потому что их доход не зависит от их деятельности, они финансируются из бюджета. Получается, что этот пункт 4 статьи 22 закона о СМИ противоречит норме статьи 143 Гражданского кодекса. Нормы гражданского кодекса имеют большую силу, нежели закон о СМИ.
— Что могут сделать журналисты, чтобы не дать узаконить этот приказ министерства?
— Во-первых, создать общественное мнение, т.е., используя средства массовой информации, жестко его прокомментировать, делая акцент на том, что данные изменения в результате снизят количество аккредитованных журналистов и СМИ, а блогеры вообще выпадают из этого. Доступ населения к информации через СМИ в очередной раз ограничивается. Во-вторых, «Адил соз» подготовит обращение к министру с требованием прокомментировать на основании чего был написан этот проект приказа. В-третьих, это может быть коллективный иск в суд о признании этого приказа незаконным. Нужно очень внимательно посмотреть правовые основания для такого иска. Но я думаю, что одно из оснований – нарушение статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, т.е. права на свободу слова.
— Спасибо за интервью!