Социолог оценила старания государства улучшить жизнь малообеспеченных семей.


6 февраля по поручению президента в правительстве создана рабочая группа по улучшению качества жизни граждан и помощи многодетным семьям. Обсуждаются различные идеи — от увеличения размеров соцпособий до строительства дешевого арендного жилья.

В те же дни многодетные матери пикетировали здания акиматов с требованиями об отставке министра труда и соцзащиты населения Мадины Абылкасымовой и ее заместителя Светланы Жакуповой.

Также они требовали выдачи жилья вне очереди, бесплатного проезда в общественном транспорте и выплат по 50 тысяч тенге в месяц на каждого ребенка

На днях акимы отчитались перед населением в своих городах и областях. Каждый регион придумал свою «изюминку» помощи многодетным семьям. Шымкент готов выплатить каждой такой семье по 100 тысяч тенге единовременно. Актобе решился на выдачу жилья. В Алматы построят спецЦОН для многодетных семей, выдадут малоимущим многодетным семьям сертификаты на жилье на 1 млн тенге. Перечислять все, на что решились власти в регионах, можно бесконечно.

Нужна системная работа

Все это будет полезно или опасно с точки зрения возникновения иждивенческих настроений? Об этом мы поговорили с социологом, президентом Центра социологических и политических исследований «Стратегия» Гульмирой Илеуовой.

Гульмира Илеуова

Гульмира Илеуова

— Вообще, создание какого-то отдельного рабочего органа по повышению социального благополучия граждан — это обычная стандартная схема бюрократического аппарата, — говорит эксперт. — То есть на любую проблему нужно создать некую комиссию или рабочую группу, чтобы изобразить деятельность. Чаще всего это заканчивается болтовней, до конца доводятся какие-то первичные решения. А потом о целях этой комиссии или группы все благополучно забывают. У нас за период существования государства много было разных комиссий. Их деятельность — предмет отдельного изучения. Правильно, как отметили некоторые наблюдатели, свою работу должно делать правительство, а не какая-то комиссия. Тем более по такой сложной теме, которая касается разных аспектов жизни. Одной комиссией ничего не решить.

По словам Гульмиры Илеуовой, последние социальные инициативы правительства противоречат ранее принятой и реализуемой в стране программе «План нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».

— Социальный раздел программы «100 шагов» сильно либеральный. Речь идет о выводе последних оставшихся государственных активов и социальной помощи в частные руки. Это приватизация государственных поликлиник, было желание приватизировать государственные школы.

Государство скидывало с себя последнее, что оставалось на его плечах

Эту программу никто не отменял, ее активно реализуют.

Замороженные зарплаты

— И сейчас этими социальными инициативами государство надевает на себя новую мантию обязанностей, противоречащих «100 шагам»?

— Последние предложения — прямая противоположность тому, что было заявлено в «Плане нации». Причем приоритет остается у госпрограмм, а направления решений госкомиссий или рабочих групп явно не совпадают. Даже нелегитимны, если так выразиться.

Что касается конкретно помощи, нужно просто поднять размеры выплат на детей.

У нас в целом по стране с 2012 года заморожены все зарплаты при гигантском росте цен. И это больно бьет по всем категориям

Тем более по таким сложным, как малообеспеченные. Поэтому все эти инициативы — внутри политики по повышению уровня доходов всего населения. Категории, нуждающиеся в дополнительной помощи, должны быть рассмотрены в рамках государственных систем поддержки, региональных и так далее. Сертификат на 1 млн тенге ничего не решает. Что можно купить на миллион тенге в Алматы?

— Ну это какая-то новая жилищная программа, с недорогим жильем в пределах 8 млн тенге под 2% годовых. Но малоимущие и без этих дешевых кредитов не в состоянии жить на ту планку уровня доходов, которую им как малоимущим определило государство. Мы получим новую неплатежеспособную армию заемщиков?

— Это все несистемные и фантастические решения, которые предлагаются сейчас, чтобы успокоить аудиторию. Думаю, они все потом будут пересматриваться.

От 8 млн тенге мы потом перейдем к 10, потом к 16. Ну невозможно построить нормальное жилье за 8 млн тенге

без каких-то доплат от государства. А это как раз и порождение армии — нет, не иждивенцев, но патерналистски настроенных людей.

Дайте людям работу

— В данном случае, там, где работают рыночные механизмы, государство может и должно вмешиваться в очень малой степени, — считает социолог. — Строительство — это такая отрасль, где работает очень много субъектов. На каком основании они должны снижать цены? Полагаю, то, что будет построено, будет некачественным, вот туда загонят людей. Я знаю, в Туркестане уже построены такие кварталы, где кухня 2 на 2 квадратных метра и одна комната, куда забивается по 5-7 человек. И это ничем не лучше тех условий, в которых они живут сейчас.

— Не получится ли так, что на претензии людей «Что вы нам подсунули?» последует ответ: «Мы вам обещали помощь? Так вот она!»?

— Да, скорее всего.

Много стран мира прошли уже через такие программы помощи малоимущим и обездоленным. Потом это все привело к росту преступности

на территориях таких расселений. Это же выглядит как обычное отселение особой категории в отдельное место. И кому-то думается, что ситуация разрулится сама собой. Но она не разрулится.

— Вы считаете, что самый лучший вариант — только выплаты, а остальное должны сами решать родители?

— Да, по истечении времени, когда благосостояние семей будет расти. Я поддерживаю предложение

платить неработающим многодетным матерям хотя бы минимальную зарплату в 42 тысячи. Это самый минимум. И это лучший выход, чем что-то обещать

Ну и само собой, необходимо пересмотреть пособие по многодетности. Обе эти выплаты должны производиться параллельно, а не одна подменять другую. Труд матери, которая воспитывает собственных детей, нужно оценивать так же, как государство оценивает труд патронатных родителей.

Источник 365info.kz