«АДГСПК РК ставит под сомнение честность распределения научных грантов в Казахстане» — АДГСПК РК ставит под сомнение честность распределения научных грантов в Казахстане. Об этом сообщил директор департамента антикоррупционной политики Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Данияр САБИРБАЕВ на совещании в Астане – «Агентством в сентябре прошлого года проведен анализ коррупционных рисков в деятельности Комитета науки МОН РК. В результате в качестве коррупционного риска выявлен слабый ведомственный контроль со стороны руководства комитета, что приводит к многочисленным нарушениям законодательства, как самими служащими, так и сотрудниками подведомственных организации.
Советы созданы по семи направлениям науки. Их основная функция – принятие решений по грантам за счет республиканского бюджета. Однако действующие составы советов сформированы с грубыми нарушениями законодательства. Согласно пункту 11 Положения об ННС в их составы не должны входить руководители аккредитованных субъектов научной или научно-технической деятельности и их заместители. Также не должно быть более одного работника из одной организации.
Таким образом, действующие составы ННС представляются нам нелегитимными».
Во-вторых, что же, отказываться от столь богатого наследия советского времени? В республике наука была на довольно высоком уровне. Когда президентом Академии наук был Каныш Сатпаев, наша наука котировалась достаточно высоко, будучи на четвертом месте в Союзе после российской, украинской и белорусской. Возможно, с белорусской мы даже делили третье место. Ну, а без развития науки, особенно фундаментальной, страна так и останется в числе развивающихся.
Если говорить об организации науки… Сейчас доминирует понятие «управление наукой», но оно некорректно. Управлять можно тем, что само не способно или не должно совершать какие-то действия или принимать решения. А наука — это самоорганизующаяся система, в которой должно быть не управление, а определенная координация, а, главное, помощь тем ученым, которые ее двигают. И которые сейчас находятся в бедственном положении.
Существующая у нас система, особенно после принятия в 2011 году последнего закона о науке, просто порочна, в ней столько абсурда! Например, научный коллектив в заявке на грант должен составить календарный план на все три года его действия. И расписать в нем, причем еще и график построить, по кварталам и месяцам, какие задачи будут решаться. Такой план приемлем для производства, а в науке это бессмыслица.
Исаак ДВОРКИН – «Круговая порука или чрезвычайно ненаучная ситуация» — Целый год с февраля 2018-го и по сей день ученые страны говорят, пишут в СМИ и в соцсетях о миллиардах тенге, которые по произволу чиновников Министерства образования и науки (МОН) ушли на финансирование сомнительных и просто ненаучных проектов. Скандал так и не погашен.
В январе этого года в Агентстве по делам государственной службы и противодействия коррупции (АДГСПК) пригрозили ответственностью вплоть до уголовной каждому, кто способствовал коррупции. Чиновники МОН обещали скорые реформы, после которых претензий к ним по существу не останется, научная деятельность пойдет строго по закону.
Сергей Борисович ДУБОВИЧЕНКО, как и другие ученые, убежден – с нынешним руководством министерства отечественная наука продолжит падение в кризисную яму. Он – лауреат Государственной премии Казахстана в области науки и техники, доктор физико-математических наук в РК и РФ, завлаб Астрофизического института им. Фесенкова Национального центра космических исследований и технологий Аэрокосмического агентства, лауреат европейской «Золотой медали». Почетный ученый Европы считает: наукой Казахстана рулят не просто далекие от науки люди, но имеющие только один – корыстный интерес. Его точка зрения содержит достаточно серьезные аргументы – «У нас сейчас чрезвычайная ситуация в науке. Поэтому стоит серьезно поразмыслить над тем, кто и по каким лекалам будет реформировать такую специфическую сферу, как наука. Поможет ли это прекратить скандалы с финансированием. Те люди, что причастны к злоупотреблениям, до сих пор не привлечены к ответственности, а именно они предлагают эти «реформы». Хотя еще год назад ученые требовали отменить незаконные решения Национальных научных советов (ННС), когда средства на исследования выделили на проекты с низкими баллами. А не как положено по закону на заявки ученых, получивших после экспертизы, в том числе и международной независимой, высокие баллы. Сколько за это время и кому перечислили денег народных, бюджетных – доподлинно неизвестно. А вы говорите реформы. Пока они говорят о реформах, в карманы неизвестно кого утекают сотни миллионов тенге, а из страны «утекают» лучшие ученые, и в первую очередь молодые!
Вообще я считаю, что сегодня и срочно нужно расформировать нелегитимные ННС и публично через интернет общим голосованием ученых провести новое избрание их членов. Отменить выделение такими ННС финансирования проектов с баллами меньше 24 – этот балл был использован как проходной на предыдущих конкурсах. Высвободившиеся деньги перераспределить на проекты, набравшие 30 и более баллов, но не получавших финансирования или получивших 10 – 15 процентов от заявленного. И, естественно, АДГСПК провести проверку всех проектов с баллами меньше 24, а особенно меньше 20! И в первую очередь тех, что получили сотни миллионов тенге!
Такая чехарда началась с приходом в министры Ерлана Сагадиева. Именно при нем вместо грамотных и понимающих людей набрали сплошь прокуроров и экономистов. Поэтому МОН сегодня – это штаб по развалу науки и ликвидации образования в РК! Практически каждым своим ЦУ они препятствуют развитию науки, накладывают все новые ограничения на ученых, которые вместе с урезанием финансирования по разным проектам приводят к ежегодному снижению средней зарплаты в научной среде. Характерно, что министр за все время, что он у руля, не соизволил встретиться с учеными, обсудить насущные проблемы.
Именно поэтому можно считать его сопричастным ко всем кадровым и финансовым безобразиям. Именно поэтому он в первую очередь должен отвечать за упадок науки и развал образования.
Что еще можно предложить? Ликвидировать МОН как таковое и создать профильные министерства: аналог министерства просвещения с функцией – детсады и школы, министерство высшего, среднего и специального образования – функции понятны из его названия, и обязательно министерство науки и новых технологий – тоже с понятными из названия функциями, которое уже существовало в республике в 90-х! Но поработать ему так и не дали! Интересно – почему?
В свое время выдающийся нобелевский лауреат академик Петр Капица писал письма Сталину, Хрущеву, Брежневу, Андропову, ненавязчиво, но доходчиво объясняя советским вождям, как устроена наука, почему она – специфическая форма поиска истины, и как сделать научные исследования максимально эффективными. Прорывы в области космоса, полупроводников, ядерной энергетики и во многих других научных сферах показывают, насколько ценным было мнение ученого. Что касается современных казахстанских реалий, то складывается впечатление, что управленцы видят научный процесс упрощенно: пока я хозяин, ты – дурак.
Дано ли им понять, что казахстанская наука уже вплотную приблизилась к моменту, когда перед ней в полный рост встанут новые вызовы, обусловленные внешними и внутренними факторами, на которые она должна будет отвечать, исходя из принципов добросовестной и здоровой конкуренции? Вряд ли, это возможно при верховенстве закона и исключении влияния недобросовестных заинтересованных лиц на положение дел.
Собственно, все стратегические документы развития страны, принятые в последнее десятилетие, направлены на то, чтобы преодолеть «сырьевое проклятие», повысить конкурентоспособность перерабатывающих предприятий, создать отрасли, специализирующиеся на глубокой переработке сырья. И одним из способов достижения этих целей называется отечественное наукоемкое производство – плотное взаимодействие производства с наукой. Но чтобы это произошло, чтобы бизнес в промышленном производстве и сельском хозяйстве заинтересовался сотрудничеством с учеными, мы должны стремиться к серьезному повышению результативности научных исследований и их последующей коммерциализации. А тут не обойтись без НИОКР. По сути – это цепочка добавленной стоимости, включающая теоретические и опытно-конструкторские разработки. На Западе это понятие немного шире, оно включает в себя еще внедрение, брендинг, маркетинг, производство и продажи. Нам необходимо внедриться в эту цепочку, причем не в продажи, где наш торговый бизнес более-менее преуспел, а в разработки, чтобы создать первую составляющую конкурентоспособной экономики – наукоемкость. Понятие «стратегия голубого океана», взятое из одноименной нашумевшей книги, очень хорошо раскрывает эту необходимость.
Елена КОЭМЕЦ – «Казахстанские ученые не смирились с нарушениями в системе организации конкурсов на грантовое финансирование науки» — И просят правительство как можно быстрее сформировать новый состав Национального научного совета (ННС), который должностные лица Агентства РК по госслужбе недавно назвали “нелигитимным”.
Прошел год, как группа ученых НИИ и вузов Казахстана обратилась к Президенту страны, сообщила о явных нарушениях в системе организации конкурсов. Причем свои подписи поставили ученые и с одобренными проектами.
В новом письме от 12 февраля 2019 года председатель ОО “Отраслевой профсоюз работников науки, инновационных и образовательных организаций”Марат МОЛДАБЕКОВ просит Бакытжана САГИНТАЕВА поручить министерству образования и науки подготовить проект – об утрате действия постановления правительства от 26 декабря 2017 года. А уже потом сформировать новый состав национального совета.
“Вопрос об уже распределенных финансовых средствах по грантам, как о состоявшемся факте, мы не поднимаем”, – говорится в письме.
Деньги розданы. И вернуть их обратно уже не получится. В кулуарах ученые обсуждают, что скандал стал последней каплей. Люди бегут из науки, особенно молодежь.
– Никогда в мировой науке не было такого, чтобы рулили “двоечники”. Здесь всегда тянулись к знаниям, к тем, кто приносит пользу своими изобретениями, – говорят ученые. – А вышло, что проекты, получившие от независимых иностранных экспертов наивысшие баллы, отстранили. А иностранцы их как раз и рассматривали с точки зрения коммерциализации, необходимости нашей стране.
Источник zonakz.net