Элиты Казахстана находятся в процессе осознания того факта, что глобализация в понимании 90-х годов исчезла.
Нет единственного гегемона мира, нет единственной, «потому что верной», концепции демократии, к которой переходят все народы мира. Нет уже такого понимания рынка, «который решает все», нет единственного мирового финансового капитала. Нет международной правовой системы, решающей вопросы в рамке концепции прав человека и гуманитарных интервенций. Мир вдруг оказался в кризисе и столкновении элит с разными концепциями глобализации. «Новая глобализация» как геополитический концепт задает другие векторы развития. И на это надо хотя бы вовремя реагировать, иначе национальная элита лишится части своего статуса.
Вместе с тем, политические и социальные риски перед национальными элитами многих стран, в том числе Казахстана, таковы, что краткосрочное, тактическое и политическое маневрирование уже не спасает. Многовекторная и, как определяют, прагматичная политика Казахстана, вступает в противоречие не только с внешней политикой тех государств, которые уже сейчас или в среднесрочной перспективе будут пытаться установить свои правила игры, но и с долгосрочными национальными интересами Казахстана. Новая глобализация потребует интеграции, как непреложный экономический закон. Поэтому сейчас, как никогда важно, принимая повседневные решения, мыслить долгосрочными перспективами. В противном случае интеграция все равно состоится, но на чужих условиях, и поодиночке. Далеко за примерами ходить не надо: Румыния, Болгария, страны Балтии, даже индустриально развитая Чехия, а также Венгрия в предзаданном им интеграционном проекте.
Перспективы Казахстана в ЕАЭС связаны с решением проблем функционирования интеграционного объединения, и тесно связаны с ситуацией во всех странах союза. Как и каждый живой организм, экономический союз государств подвержен внешнему воздействию и переживает внутренние кризисные состояния, чаще всего связанные с ростом объединения. Хорошо известны трения и несовпадения некоторых интересов, и даже претензии друг к другу членов Евразийского экономического союза.
В Казахстане союз понимается как экономический, и это главное. При этом серьезные казахские эксперты отмечают, что уже сейчас в экономическом плане китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» фактически может превратиться в приоритетный для стран Центральной Азии. К нему подключились практически все страны Центральной Азии в отличие от ЕАЭС, куда из региона вошли только Казахстан и Кыргызстан. Таким образом, для элит региона остается нерешенным ряд вопросов именно с экономическими перспективами ЕАЭС.
И все же сегодня Евразийский экономический союз развивается как второе по степени развития интеграционное объединение в мире. Если попытаться сделать один из главных выводов относительно результатов функционирования союза за последние годы, то можно сказать: баланс интеграционных эффектов для всех государств-членов так или иначе положительный.
Для успеха в управлении, тем более такими сложными интеграционными объединениями, надо ясно представлять актуальные проблемы, и применять адекватные им средства решения. Последнее возможно только если существует развитое представление о принципиальных, или по-другому, рамочных, проблемах интеграционного объединения, и перспективах движения союза. Отсюда – надо видеть проблемы конкретные, связанные с функционированием, с практикой применения правил, и проведением в жизнь принятых решений. Здесь много нареканий со стороны казахских управленцев и экспертов, и это – первый слой проблем.
Но надо смотреть и на общие результаты, связанные с деятельностью объединения стран, и перспективами для каждой из них. На этом уровне также могут актуально проявляться противоречия позиций и противоположные взгляды относительно предлагаемых решений. Именно в разрешении этих противоречий развивается объединение, и именно здесь возникают перспективы ЕАЭС. Это ясно показало декабрьское заседание Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС), состоящего из глав государств союза, на котором подведены итоги председательства России в 2018 году.
Один из важных итогов - сформирована нормативная и институциональная база для запуска единого цифрового пространства ЕАЭС. В бюджете Союза на 2019 год предусмотрены значительные средства на реализацию крупных цифровых проектов. Российская сторона также предложила включить в интеграционную повестку вопросы упрощения порядка передвижения граждан, наладить более тесное взаимодействие в области здравоохранения, туризма, спорта.
Фактически согласовано общее представление о важнейших интеграционных задачах. Это, во-первых, повышение эффективности функционирования внутрисоюзного рынка; во-вторых, укрепление промышленной кооперации; в-третьих, создание единого цифрового пространства; в-четвертых, более тесная координация валютно-финансовой и денежно-кредитной политики.
Именно здесь, как представляется, и закладываются основы разных подходов и возникают трения между партнерами по интеграции, поскольку проявляются разные интересы. Например, противоположные взгляды на интегрирование рынков нефти и газа, актуализированные лидером Беларуси, а также возникающие претензии со стороны казахских партнеров относительно ситуации конкуренции товаров стран ЕАЭС на рынках друг друга. Эти и другие острые вопросы указывают на рамочную проблему, связанную с пониманием смысла и конечной цели интеграционного процесса.
Успех для Казахстана во многом зависит от понимания элитами изменившихся условий. И главное среди них - закончилась эпоха свободной торговли. Повсеместно в мире стала проводиться протекционистская политика. В ЕАЭС фактически еще щадящий режим. А ведь по сути товары Казахстана должны стать для всех стран союза либо своими, либо чужими, и наоборот – товары стран ЕАЭС в Казахстане. Вот в этом корень всех торговых конфликтов и всех разногласий по поводу того, какой должна быть цена на газ и как вообще должны складываться отношения, прежде всего, таможенные. Фактически новые условия требуют углубления интеграции, но на этом пути участники объединения встречаются с несогласованными интересами национальных элит.
При глубокой интеграции и едином согласованном центре управления общим экономическим пространством можно было бы решать вопрос о цене за газ или нефть для каждой из стран как простой технический, транспортный и экономический вопрос. Но в нынешних условиях необходимо придерживаться программы последовательной и пошаговой интеграции, имея целью к 2024-2025 гг. сложить единый рынок нефти и единый рынок газа суверенных стран с разным уровнем развития экономики. Принятие Программы формирования общего рынка газа ЕАЭС на последнем заседании Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС) опирается на развитие конкуренции, обеспечение недискриминационного доступа к газотранспортным системам и переход к рыночному ценообразованию, что будет способствовать обеспечению развития национальных экономик. На общих рынках нефти и нефтепродуктов ЕАЭС будет формироваться единое биржевое пространство, прозрачные биржевые и внебиржевые ценовые индикаторы, будет обеспечен недискриминационный доступ хозяйствующих субъектов государств-членов Союза к биржевым торгам нефтью и нефтепродуктами, а также определен механизм исполнения сделок (договоров), совершенных в рамках единого биржевого пространства.
В основе рисков для Казахстана, впрочем, как и для всех стран ЕАЭС, лежит главная проблема – незавершенность промышленной реконструкции экономического пространства, и объективная потребность в социально-экономической модернизации. Последняя была в большинстве стран региона «отложена» в целях сохранения политической стабильности. Последняя цель достигнута, теперь пора приниматься за модернизацию, в том числе и для сохранения достигнутой стабильности.
Модернизацию в Казахстане можно и нужно начинать с восстановления промышленности, с т.н. реиндустриализации, ясно понимая, что монетаристская догма уже не выполняется в современном мире, как и вульгарно-материалистическая догма псевдо-марксизма 25 лет назад. И здесь перед странами выбор между сохранением остатков советской отраслевой структуры, и формированием новой индустрии. Единственная страна ЕАЭС, где сохранилась возможность сочетания двух направлений, это Беларусь. Казахстану возможно заявить приоритет новых отраслей промышленности.
Здесь важно обратить внимание на комплексный характер развития новой индустрии. Значит, это не всегда т.н. «цифровая экономика». Выделение последней как приоритета – это, во-многом, дань сложившейся традиции, либо указание направления, легко согласуемого между участниками интеграционного объединения. Новые промышленные направления потребуют значительных инвестиций и координации действий участников общего и единого рынка. Именно модернизация и реиндустриализация решают вопрос о глубине интеграционных процессов, властно требуя повышения ответственности сторон взамен капризной самостийности.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул на саммите ВЕЭС необходимость реализации т.н. «якорных» проектов в ключевых секторах экономики. В этой связи Комиссии (ЕЭК) и правительствам стран ЕАЭС было рекомендовано определить перечень таких проектов.
С цифровизацией экономики затягивать также нельзя, чтобы не впасть в серьезное отставание от других стран, а также, чтобы обеспечить современный сервис и управление новой индустрией. Ускоренное движение с цифровизацией экономики неизбежно создаст экономические и социальные цифровые «анклавы». И работы в этом направлении уже запущены. Одним из приоритетных направлений члены ВЕЭС считают цифровую трансформацию экономик. На декабрьской встрече договорились о формировании центра компетенций в Астане. В дальнейшем подобные центры могут создаваться и в других странах ЕАЭС. Комиссии (ЕЭК) дано поручение проработать порядок взаимодействия с этим центром и механизмы имплементации цифровых проектов.
В ближайшее время запускаются пилотные проекты, в частности по цифровой прослеживаемости товаров. Это будет общая для всех пяти стран Союза система, к которой будут иметь доступ налоговые и таможенные службы, чтобы в онлайн-режиме обеспечивать т.н. прослеживаемость товаров. Экономические и технологические достижения на этом пути надо будет конвертировать в социальные бонусы для общества каждого из участников интеграционного объединения. Такова перспектива цифровой экономики при решении проблемы реиндустриализации.
Важно учитывать, что перспектива для интеграционного объединения лежит в системе решений, при реализации которых социальная сфера становится ключевым показателем конкурентоспособности государства и инструментом управления экономическими и социальными рисками. В прямой связи с ней находится система образования и здравоохранения, уровень которых определит конкурентоспособность не только на страновом уровне, но и в системе международных координат.
Но, пожалуй, самая животрепещущая рамочная проблема, требующая решения в ближайшее время, это вопрос транспортных коридоров через страны ЕАЭС. Проблема в том, что сложилось уже представление о пространстве стран ЕАЭС как просто территории, через которую пройдут крупные международные транспортные коридоры. Если так, и если через Казахстан будут просто возить чужие товары, предоставляя казахстанцам лишь возможность обслуживания, то интеграция не состоится. Если кто-то видит себя только элементом сложившейся геоэкономики, и предполагает лишь воспользоваться географическим положением, снимая «сливки» транспортных пошлин и платежей, то можно прямо сейчас бросать интеграционные усилия, и переходить на обслуживание крупных транснациональных объединений, с перспективой неизбежного ограничения позиций национальной элиты.
Евразийская интеграция имеет перспективу изменения сложившейся геоэкономики за счет выстраивания собственных транспортных коридоров для движения собственных товаров. Последнее не мешает взаимовыгодному сотрудничеству и с другими странами, объединениями и транснациональными структурами. Принципиальна для ЕАЭС перспектива сочетания коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг». Понятно, что естественный выбор такого сочетания есть только у России и Казахстана, которые способны гармонизировать транспортные коридоры в интересах участников объединения. С политической точки зрения такой выбор наиболее важен для Казахстана, который может получить в дальнейшем значительные бонусы, причем не только в сфере экономики.
Комплексное решение указанных рамочных проблем создаст эффективный режим взаимодействия стран ЕАЭС с международными структурами и объединениями, как равный им центр и перспективное пространство развития в современном меняющемся и кризисном мире.
Источник mirperemen.net