Елена Саргалдакова, организатор международных съездов торговых сетей, считает, что выживать на рынке должны сильнейшие

Нужно давать бизнесменам не рыбу, а удочку, - так отозвалась о предлагаемых изменениях в торговом законодательстве организатор ретейл-конгрессов Елена Саргалдакова.
Елена Саргалдакова
Елена Саргалдакова

В Алматы 14-15 марта проходит съезд «Мир ретейла», собравший представителей крупнейших торговых сетей. Участники обсудили грядущие изменения в законодательстве, в том числе по вопросам развития бизнес-среды. В частности, в Казахстане предлагается ввести альтернативу стабилизационным фондам, закупающим и продающим социальные продукты. Предлагается дать возможность акиматам поддерживать торговые сети, реализующие такие продукты по себестоимости (по цене ниже рыночной). Позиция экспертов оказалась неоднозначной.

- Нельзя баловать! Рынок должен формироваться сам. Выживать и работать должны сильнейшие  и умнейшие. Надо давать удочку. Предприятия привыкли: мы отечественные, вы обязаны нас поддержать. Если ты назвался производителем, решил хоть что-то производить, то надо делать это не ради поддержки от государства, а ради себя и ради бизнеса. Надо хотеть и уметь это делать. Я не считаю правильным постоянные дотации. Кому-то повезёт, помогут, кому-то нет. Должна быть рыночная конкуренция. В бизнесе – как на дороге. Ты выехал на трассу - двигайся, не надо попрошайничать, - отметила Елена Саргалдакова.

Динмухамед Абсаттаров
Динмухамед Абсаттаров

В палате предпринимателей, напротив, считают, что законопроект, в котором порядка 400 поправок в 56 законодательных актов, содержит административные рычаги давления на бизнес.

- Давайте обяжем торговые сети отменить ретробонусы, установим торговую наценку не более 10% на всё и пропишем  50% отечественного товара на полках. Вы понимаете, это - административные рычаги. Рынок готов взаимодействовать, разработать предложения, инструменты, но чтобы это не было административно, через кнут, - сказал Динмухамед Абсаттаров, управляющий директор палаты «Атамекен».

О поддержке торговых сетей  акиматами заговорили впервые. Обычно чиновники просто подписывали меморандумы о неповышении цен на определённые продукты с местными товаропроизводителями.

- Это регулярные меры, которые принимаются несколько раз в год. Как правило, это касается производителей. Поставщиков теплиц, например. В этом году в предновогодние праздники не было высокого роста цен на овощи, потому что все теплицы контролировали рост цен, - обьяснила Марина Сатылганова, категорийный менеджер Metro Cash&Сarry.

Анна Пацюк
Анна Пацюк

Ретейлеры новость о поддержке со стороны акиматов восприняли с оптимизмом, тем более что сейчас практически все продают социальное молоко и хлеб. Анна Пацюк, коммерческий директор сети семейных магазинов «НАШ маркет», отметила, что за социальными продуктами чаще приходят в небольшие магазины «у дома», а не в торговые сети.  Поэтому, считает она, логичнее поддерживать малый и средний бизнес, а не крупный. 

- Молоко и хлеб мы реализуем по нулевой стоимости, но пока нас никто не поддерживал. Если пришел человек и купил по карточке, то мы вообще в убыток себе продаём, потому что эквайринг занимает 2-3%. Крупные игроки получают эту поддержку, мы прекрасно про эти дотации знаем. Нам их не дают, - резюмировала она. 

Стабилизационые фонды были созданы, чтобы избежать сезонных скачков цен. Продукты покупает государство по сниженным ценам и выставляет на продажу на внутренний рынок, когда цена растёт. Сейчас в Казахстане 19 наименований социально значимых продуктов. Это овощи - капуста, картофель, морковь и лук, а также яйца, крупы, макароны («рожки» весовые), рис, говядина, куриные окорочка, хлеб, молоко — то, что люди покупают каждый день.

Источник forbes.kz