Политическим землетрясением назвали эксперты заявление Нурсултана Назарбаева о добровольной отставке с поста президента Казахстана.

Он последний в СНГ президент, который получил свою власть сразу после развала СССР, с его уходом начинается фактически новый этап не только в истории Казахстана, но и всего бывшего Советского союза. Каким будет транзитный период, кто станет преемником Назарбаева, с каким наследием он уходит. Об этом Sayasat.org рассказали эксперты

Жаксылык Сабитов, независимый политолог:

19 марта 2019 года произошло событие, которое войдет в учебники истории Казахстана. Фактически впервые в Казахстане был осуществлен мирный политический транзит власти. Но здесь есть еще несколько нюансов, которые отличают казахстанский транзит от схожих процессов в других странах. Во-первых, Назарбаев не уходит из политической системы и не передает власть полностью. Он сохраняет большое количество полномочий и оставляет за собой целый ряд рычагов влияния на процесс принятия политических решений.

Во-вторых, начинает создаваться новая конфигурация политической системы, где Нурсултан Назарбаев занимает такое же место как рахбары («верховные аятоллы») в Иране. В этой системе есть как «неизбираемый духовный лидер» (рахбар), так и «избираемые и меняющиеся президенты». Какая в итоге будет новая политическая система трудно сказать, так как ее конфигурация будет во многом зависеть от воли Назарбаева. А он, как мы видели 19 марта 2019 года, способен еще к нестандартным поступкам.

В-третьих, в непростых социально-экономических условиях, Назарбаевым был найден очень креативный шаг, который, с одной стороны породил новые надежды у населения Казахстана. С другой стороны, теперь весь негатив за низкий уровень социально-экономического развития может транслироваться уже не в его адрес.

В итоге, принятое решение было наилучшим для имиджа Нурсултана Назарбаева в современных условиях. В экономике есть теория Path Dependence, на русский язык ее перевели как «теория эффекта колеи», которая часто на довольно качественном уровне объясняет успехи и неудачи любой страны ее судьбоносными выборами того или иного пути в ключевых исторических развилках развития. Вчера был сделан позитивный выбор, и многие эксперты надеются, что этот выбор приведет со временем к появлению реальной демократии в Казахстане.

Ислам Кураев, политолог:

Причина ухода Нурсултана Назарбаева думаю одна, что уже пора было это сделать. Тем более весь плацдарм готовился не один год, тема транзита актуальна давно. Скорее всего, такую новость мы должны были еще услышать в прошлом году, но в силу определенных внутренних причин весь процесс откладывался в долгий ящик. В период, когда ситуация в стране стабилизировать, позиции все закреплены и прозвучало громкое заявление.

На самом деле, пока не стоит говорить о последствиях, процесс транзита только на серединной стадии, я бы даже сказал, что это его первая фаза. На данный момент, все ключевые позиции Нурсултан Назарбаев по-прежнему сохраняются. Сейчас дадут шанс окрепнуть новому президенту, который займется экономикой и социальными вопросами, то есть будет выполнять функцию премьер-министра.

Постепенно в ближайшие года три, а то и четыре закончится полный переход, это будет завершающим этапом транзита власти. На самом деле, очень продуманный ход действий, думаю, экспертное сообщество ожидало такого, так как не раз озвучивался подобный сценарий, все только ждали, когда это случится. У общества же возникло двоякое восприятие, кто не разбирается в политическом аппаратном поле Казахстана даже расстроился и загрустил, те кто более менее разбираются, восприняли как новую страницу в истории страны, осознавая, что впереди нас ждет, безусловное обновление.

 Думаю, что изменений особых в скором времени мы и не увидим, пока показательные действия, а дальше больше. Но в целом тенденция положительная, новый человек у руля, новые подходы и идеи, это нормально для современного общества.

Президент Назарбаев, поступил безусловно правильно и мудро, так как возможно в другой обстановке переход власти мог бы сулить нам неприятности.

Глупо было бы озвучивать преемника, мы же по Конституции светское демократическое государство, а прямой преемник, это фактически получился бы монархический переход власти, нас бы просто не поняли. И действие не спонтанное, а во всех политических традициях.

Его предвестником было обращение Назарбаева ращение Назарбаева в Конституционный совет, потом была череда различных событий, что вызвало хаос в обществе, поэтому воздержались и в период праздников и хорошего настроения у населения озвучили такую новость, чтобы она воспринялась более или меняя положительно.

Толганай Умбеталиева, кандидат политических наук, гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии:

Главный вызов для элиты сейчас - это выбор нового президента и отсюда появлялась вероятность дестабилизации. При нынешней схеме риск дестабилизации снижается и все под контролем

Позиции о том, чтобы президент ушел, в последние годы были слышны все чаще , ситуация усугублялась экономическим и последовавший за ним социальным кризисом

Другой вызов - это умение отказаться от власти добровольно, даже если и поздно - это останется не только в истории страны, но и региона. Назарбаев стал первым президентом в ЦА, который добровольно  отказался от власти

Народ в шоке, как мне кажется, судя по дискуссиям, хотя и демонстрируют радость порой. Но все же это своего рода шок, обычно так и бывает, когда долго ждешь, и уже практически поверил в то, что это не сбудется и оно вдруг свершается. В силу того, что фигура Токаева известна обществу и самое главное - эксперты в один голос заявили, что Назарбаев остается в политике, причем с довольно сильными полномочиями, это, безусловно, успокаивает.

Хаос не предвидится, сейчас до выборов есть время для решения вопроса с преемником. Вариантов много, это может быть и сам Токаев

Султанбек Султангалиев, политолог:

Уход Нурсултана Назарбаева с поста президента в принципе был давно, прогнозируем экспертным сообществом. Неожиданность заключается во времени отставки, что еще раз подтвердило мнение о Елбасы как о гроссмейстере политики.

Вместе с тем необходимо понимать, что Елбасы сохраняет в своих руках рычаги контроля над течением общественно-политических и экономических процессов, вследствие чего роль второго президента  будет сводиться скорее к церемониальным ритуалам, а собственно ситуация внутри Казахстана не претерпит каких-либо глубоких изменений.

Поэтому, каким либо опасениям обострения межнациональных отношений или же неконтролируемого противостояния элитных группировок не может быть места. Транзит, о необходимости которого давно говорилось, осуществляется в сугубо заданном Елбасы политическом  фарватере, поэтому каких-нибудь осложнений политического  или же социального характера не предвидится.

Вопрос так называемого преемничества остается открытым. Возможно в силу того, что на данном этапе страна и ее население выросло в политическом отношении, и вполне созрела до формата парламентской республики.

Источник  sayasat.org