На днях посол Китая в России Ли Хуэй заявил о том, что Пекин хочет как можно скорее подписать соглашение о свободной торговле с Евразийским союзом, поскольку потенциал сотрудничества сторон раскрыт далеко не полностью.

Однако на сегодняшний день бизнес стран ЕАЭС, как считают в Евразийской экономической комиссии, не готов к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) с КНР. Это, впрочем, отнюдь не мешает быстрому росту торговли между двумя сторонами, которая увеличивается и без создания ЗСТ.

Бизнес против

О неготовности экономик государств ЕАЭС к созданию полноценной ЗСТ с Китаем 10 апреля заявила министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина. По ее словам, на данном этапе бизнес государств-членов ЕАЭС пока не готов поддержать полноформатное открытие рынков с Китаем, как того требуют правила создания ЗСТ, так как вначале необходимо проанализировать возможные последствия этого шага. Сложности создает и неоднородность экономик союзных государств, требующая оценки выгод и рисков для каждого из них в отдельности в разрезе секторов и отраслей, а в ряде случаев – и конкретных товаров.

В реальности же невозможность создания полноценной ЗСТ с Китаем была очевидна для экспертов изначально и большим секретом ни для кого не являлась.

И причина этого кроется отнюдь не только в неоднородности союзных экономик и сложности их отраслевого анализа. По большинству потребительских и многим промышленным товарам экономики стран ЕЭАС сегодня попросту неконкурентоспособны с китайской в ценовом отношении. И открытие внутренних рынков в такой ситуации может привести к массовому разорению производителей, что еще более усугубит экономические проблемы и создаст сложную социальную ситуацию. Поэтому создавать полноценную ЗСТ с Китаем никто в ЕАЭС и не собирался.

Смысл и содержание

Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР было подписано 17 мая в ходе Астанинского экономического форума и носило непреференциальный характер, то есть не предусматривало создания зоны свободной торговли и понижения таможенных тарифов.

Его основной целью являлось снижение нетарифных барьеров в торговле между странами ЕАЭСи Китаем путем создания различных консультативных комитетов и рабочих групп, а также своевременного обмена информацией. Не предусматривало соглашение и увеличения китайских инвестиций в рамках проекта «Экономического пояса Шелкового пути», которые продолжают поступать в страны ЕАЭС на двусторонней основе.

Комментарии официальных лиц в адрес соглашения были выдержаны в исключительно благожелательном ключе. Так, по словам председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, движущей силой мировой экономики сегодня является Азия, и соглашение упростит для союзных государств выход на этот рынок.

Первый заместитель премьер-министра Беларуси Василий Матюшевский отметил, что документ позволит выстроить между Востоком и Западом цифровые транспортно-логические коридоры. А заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак вообще назвал соглашение историческим, поскольку оно учитывает интересы не только союза в целом, но и стран ЕАЭС в отдельности, а также бизнеса. На деле же значение этого документа явно преувеличивается по политическим причинам.

Главной задачей соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР являлось предотвращение конкуренции между российским проектом ЕАЭС и китайским «Экономическим поясом Шелкового пути» (ЭПШП).

После презентации последнего Си Цзиньпином в 2013 г. стало очевидным, что ЕАЭС и ЭПШП фактически конкурируют друг с другом, сталкиваясь на территории Центральной Азии, что в перспективе может привести к обострению политических противоречий.

В условиях жесткого противостояния с Западом такой вариант ни Москву, ни Пекин совершенно не радовал, что и породило идею «сопряжения» двух проектов. Именно с этой целью и было разработано соглашение между Евразийским союзом и КНР, которое преследовало скорее геополитические, чем торгово-экономические цели.

Китай «за»

Китай, который хорошо знает конкурентные преимущества своей экономики, напротив, выступает за скорейшее создание зоны свободной торговли. 15 апреля посол Китая в России Ли Хуэй заявил о том, что соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и КНР необходимо заключить как можно скорее, поскольку, несмотря на некоторые успехи, сотрудничество между ними пока «не дотягивает до ожиданий».

Продвигается эта идея под лозунгом свободы торговли. «В основе глобального развития сейчас лежит сотрудничество в области свободной торговли и повышения уровня регионального взаимодействия, – отметил Ли Хуэй, – поэтому нам стоит учесть эту тенденцию и не медлить с переговорами по созданию зон свободной торговли».

В случае создания ЗСТ Пекин, судя по всему, рассчитывает заметно упрочить свои позиции на рынках союза, а то и занять на них доминирующее положение.

Китай и ЕАЭС, по словам Ли Хуэя, во многом дополняют друг друга и могли бы повысить уровень сотрудничества по имеющимся проектам и запустить новые. Однако для ЕАЭС сотрудничество это в настоящее время представляет главным образом обмен нефти, газа, металлов и другого сырья или продукции низкого уровня переработки на китайские потребительские и промышленные товары.

Создание ЗСТ в такой ситуации обернется для крупнейших стран ЕАЭС консервированием сырьевой модели экономики, лишив их шансов на технологическое развитие и вторую волну индустриализации.

При этом торговля между ЕАЭС и Китаем в последнее время быстро растет и без всякого соглашения о создании ЗСТ.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, за прошлый год товарооборот между Китаем и крупнейшей экономикой союза – Россией – увеличился на четверть и превысил 100-миллиардный рубеж, достигнув $108,3 млрд. При этом российский экспорт в КНР увеличился сразу на 44%, а китайский в РФ – всего на 8,7%.

Правда, резкий рост российского экспорта был вызван главным образом расширением нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», что привело к увеличению поставок нефти. В структуре российского экспорта в КНР они составляют сегодня 76%. Но на торговлю углеводородами ЗСТ с Китаем, как показывает опыт ЕАЭС, вряд ли окажет существенное воздействие.

Источник http://stanradar.com