На пленарном заседании мажилиса в среду, 24 апреля, рассматривался проект закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях»

 Серикжан Ковланбаев

В целом законопроект направлен на гуманизацию - снижаются размеры штрафов по ряду административных правонарушений, расширяется возможность применения такой меры административного взыскания как предупреждение.

Как отметил министр юстиции Марат Бекетаев, выступая перед депутатами, «анализ санкций административных правонарушений показывает возможность смягчения и снижения их в рамках дальнейшей гуманизации административной ответственности».

 
- На основе предложений государственных органов, неправительственных организаций, с учетом анализа и статистических данных, законопроектом предлагается снизить размеры штрафных санкций по 44 составам, по 10 составам заменить на менее репрессивное, а также по 6 составам установить санкцию в виде предупреждения, - уточнил он.

К примеру, предложено изменить санкции к иностранным гражданам за нарушение правил регистрации внутри Казахстана. Сегодня, как пояснил первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев, обязательная санкция части 2 статьи 517 Кодекса подразумевает наложение и взыскание штрафа в размере 15 месячных расчетных показателей или выдворение из страны.

- Выдворение из страны – эта мера наказания выносится только судом, и получается, что этот гражданин прибывает на границу и не может выехать из нашей страны. Компетентные органы нашего ведомства и Комитета национальной безопасности вынуждены собирать материал и направлять в суд. И иностранец задерживается в нашей стране до разрешения этих вопросов судом, что никак не является мотивом привлекательности посещения нашей страны туристами. Поэтому мы предлагаем изменить эту ситуацию: предусмотреть, если в первом случае нарушение до трех суток (просрочка регистрации), предупреждение вносить, до пяти суток – 5 МРП, до 10 суток – 10 МРП. При этом это взыскание осуществлять на месте, без задержки и снятия иностранца с рейсов и так далее, - объяснил он.

Еще с одной нормой - снизить размеры штрафа за подкуп спортсменов и организаторов соревнования с 200 до 100 МРП, а также исключить применение административного ареста за это правонарушение, депутаты категорически не согласились. Интересно, что и представители правительства их поддержали, а вице-министр культуры и спорта Ерлан Кожагапанов даже пообещал выявить и наказать того сотрудника министерства, кто включил эти нормы в законопроект.

- Как человек, который недавно сам возглавлял Федерацию футбола, я не понаслышке эту проблему знаю. Как это пагубно влияет на молодых спортсменов, на сообщество наших болельщиков. Мы за сохранение норм действующего кодекса. Хочу доложить, что у себя в министерстве мы разберемся, кто данную норму завизировал, привлечем его к ответственности. Быть может, даже ужесточить эту норму, вплоть до уголовной ответственности, - заверил он.

- Это хорошо, что вы быстро «переобулись, - язвительно заметил председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. - Я могу назвать конкретную дату, когда вы это сделали. Письмо вчера вечером поступило в рабочую группу, а теперь министерство просит ужесточить вплоть до ареста, и, как сейчас вице-министр говорит, до уголовной ответственности. Надо разобраться, конечно.

Мажилисмен Мейрам Пшембаев обратил внимание на многолетнюю проблему, которая так и не находит своего решения - вопросы некачественного бюджетного планирования и неэффективного использования средств бюджета. Этот вопрос поднимается в парламенте постоянно, и правительство также регулярно обещает проблему решить, однако никаких конкретных мер до сих пор в законодательстве не появилось. Поэтому Пшембаев сразу заявил:

- Депутаты предлагают установить административную ответственность должностных лиц за некачественное планирование и неэффективное использование бюджетных средств.

- Административная ответственность за неэффективное планирование - требуют тщательного подхода, - ответил ему вице-министр финансов Канат Баедилов. - Мы должны обсудить со всеми администраторами программ, изучить опыт зарубежных стран. Действительно, на сегодняшний день предусмотрена ответственность за неэффективное планирование и использование бюджетных средств, в частности, в законе о госслужбе - первые руководители госорганов несут ответственность, вплоть до увольнения, за некачественное исполнение своих должностных обязанностей. Что касается внедрения адмотвественности, то здесь давайте подумаем. В чем беда? На сегодня в законодательстве нет определения «неэффективное планирование бюджетных средств», «неэффективное использование бюджетных средств», поэтому в первую очередь мы должны устанавливать четкие обстоятельства, при которых наступает дисциплинарная или административная ответственность.

Первый вице-министр национальной экономики Арман Джумабеков согласился, что четкий критерий отнесения к эффективности и неэффективности сегодня в законодательстве отсутствует.

- Полагаем, что эти критерии должны быть в бюджетном кодексе, и когда мы определим четкие критерии, потом можем ставить вопрос об ответственности администратора, руководителя госоргана, - сказал он и заверил, что Миннацэкономики готово работать над этими критериями, чтобы уже ко второму чтению внести нормы в законопроект.

- Все говорят: мы обязательно предусмотрим, - констатировал Нигматулин. - 7 лет (говорят). Давайте договоримся: до второго чтения не шагнем дальше, пока эти министерства не сформулируют, наконец, уже что такое неэффективное использование бюджета.

- Ко второму чтению мы этот вопрос отработаем, - тотчас согласился вице-министр нацэкономики.

- Я сомневаюсь, что мы до второго чтения успеем, - возразил вице-министр финансов.

- Я извиняюсь, - саркастически вмешался Нигматулин, - у нас два министерства, по-моему, в одном правительстве.

В дискуссию вступила председатель Счетного комитета Наталья Годунова, напомнив, что критерии эффективности и неэффективности уже были разработаны Счетным комитетом.

- Я не знаю, почему Минфин занимает такую позицию, - развела она руками. - Но очень большая часть работы органов финансового контроля и аудита просто нивелируется тем, что он разрешает объектом аудита самим самостоятельно рассматривать ответственность. По итогам 2018 года 93%наложенных дисциплинарных взысканий - это взыскание на исполнителей. То есть на тех специалистов молодых, которых не успели обучить и объяснить, а в итоге они стали стрелочниками. Только 7% - это должностные лица. Представляете какой пласт работы органов государственного аудита просто нивелируется тем что закон это позволяет.

Заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов встал на сторону депутатов:

- Мы неоднократно этот вопрос поднимали и полностью поддерживаем необходимость ужесточения ответственности. Вы правильно отметили, что расхищение и разбазаривание государственных средств у нас довольно часто встречается.

- В сухом остатке мы видим, что сегодня у нас нет никаких препятствий и проблем, для того чтобы определить чётко нормы ответственности, в том числе первых руководителей за все финансовые нарушения в тех государственных органах, которые они возглавляют. Для этого давайте договоримся - в рабочей группе совместно с разработчиками, со всеми заинтересованными госорганами до второго чтения отработать все критерии и понятия неэффективного использования бюджетных средств для того, чтобы мы могли сделать следующий шаг, и очень четко определить персональную ответственность в рамках этого кодекса первых руководителей административных программ или госорганов при освоении бюджетных средств, - поставил точку Нигматулин.

В итоге законопроект мажилисмены одобрили в первом чтении, сроки же второго чтения пока неизвестны.

Источник  forbes.kz