Предложение по введению единого агарного налога стало одной из первых инициатив Умиразака Шукеева на посту вице-премьера – министра сельского хозяйства Казахстана. Сейчас аграрным ведомством руководит Сапархан Омаров, но и он не отказывается от ценной идеи.

Ведь в ситуации, когда фермеры страны вязнут в многочисленных проблемах с дороговизной кредитных ресурсов, отсутствием кадров, серьезным прессингом на внешних рынках, упрощение налоговых процедур стало бы для них реальной поддержкой со стороны государства.

Сельский офшор

Вопрос о необходимости реформировании системы налогообложения сельхозтоваропроизводителей поднимался давно. К их реализации приступил Умирзак Шукеев год назад, в мае 2018 внеся в парламент уже конкретные предложения Минсельхоза РК по введению в стране единого аграрного налога, привязанного к площади земли, обрабатываемой фермером. Тогда вице-премьер - министр сельского хозяйства выразил надежду, что уже осенью 2018 поправки будут приняты, что позволит упросить администрирование платежей.

 При этом глава агарного ведомства отметил и наличие сомневающихся в необходимости нововведения. В том числе – из опасений превращения сельского хозяйства в «налоговый офшор».

Вскоре после этого с поддержкой предложений Шукеева выступил Тимур Сулейменов, министр национальной экономики. Правда, с оговоркой о том, что в результате реформы нагрузка на крестьян вырасти не должна. Так же, как и поступления в бюджет не должны снизиться.

Несмотря на то, что осенью 2018 никаких решений по этому поводу принято так и не было, Минсельхоз РК от идеи не отказался. Более того, у аграрного ведомства появился еще один резон в пользу реформы. Его в феврале 2019 озвучил вице-министр сельского хозяйства Берик Бейсенгалиев: введение единого аграрного налога станет инструментом воздействия на недобросовестных землепользователей, которые держат землю «на всякий случай», не работая на ней сами и не отдавая другим. Также он сообщил, что новый вид платежа объединит восемь видов налогов (КПН/ИПН, НДС, социальный, на транспортные средства, на имущество, на сельскохозяйственную землю, на подземные воды, платы за эмиссию в окружающую среду) и коснется не только земледельцев, но и животноводов.

Больной вопрос

Сами фермеры с предлагаемыми нововведениями согласны. Но, конечно, никто из сельчан не хочет, чтобы под видом реформы им просто увеличили нагрузку. 

Виктор Приб
Виктор Приб

- По-моему, крестьяне сейчас налог только за воздух не платят, - отметил Виктор Приб, директор ТОО «Карой» (Карагандинская область). – У нас даже гусеничный трактор сочли «транспортным средством повышенной проходимости» и выставили налог, плюс пеню за пять лет. А он по дорогам не ездит – только по нашему полю. Налоговая система сейчас сложная, запутанная, мы в ней просто захлебываемся. Так что для упрощения было бы хорошо ввести единый аграрный налог с привязкой к гектару. Опасаюсь только, что он будет с повышением – у нас же с понижением ничего не бывает.

Также крестьян привлекает в предлагаемом новшестве упрощение администрирования. На селе мало грамотных бухгалтеров, а неквалифицированное ведение отчетности приводит к ошибкам, что выливается в дополнительные потери.

Компетенция бухгалтеров на местах – больной вопрос. Во многих сельских районах специалистов просто нет. Введение единого аграрного налога с понятной системой учета различных коэффициентов позволит обойтись вообще без бухгалтера и избежать дорогостоящих ошибок.

- Двумя руками «за» единый аграрный налог, - прокомментировал идею Вячеслав Шамардин, директор ТОО «Жана Ай» (карагандинская область). – Отсутствие на селе грамотных бухгалтеров - проблема для всех. Единый аграрный налог был бы выходом: ввел в систему площадь своей пашни, умножил на коэффициент региона, получил конечную сумму - и оплатил. Все, хватит калькулятора в руках. Это новшество обсуждается уже давно, и мы его ждем. А сейчас ведь одна ошибка в бухгалтерии на какие-нибудь 100 тенге – сразу административка, ограничения на счет предприятия, штрафы.

Вячеслав Шамардин

Вячеслав Шамардин

Коррупционный риск

С позицией Минсельхоза и Миннацэкономики согласна и выступающая от лица бизнеса Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Главный аргумент тот же: если налогообложение сельхозтоваропроизводителей будет привязано к конкретной площади земли, либо к количеству голов скота, это будет намного проще.

Но есть и другие доводы «за». В частности, снижение коррупционных рисков. Ведь нынешний запутанный порядок приводит к невольным нарушениям по срокам и порядку сдачи отчетности и оплаты. В результате крестьянам выписывают штрафы. А их размеры имеют «вилку», условно говоря, от 10 МРП до 40 МРП. И определяет этот размер какой-то конкретный налоговик. Единый аграрный налог эти риски снизит.

Ербол Есенеев
Ербол Есенеев

- На самом деле, это подход, который когда-то внедрил Чингисхан, взимая налог с кибиток, - отметил Ербол Есенеев, директор департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП РК «Атамекен». – Он очень понятный. То есть, если у меня одна корова, а у вас две – ваш налог будет в два раза больше. Это логично. Поэтому идею привязать налогообложение к количеству земли или скота мы поддерживаем, но нужно обсуждать сам механизм. Ведь, например, плодородие почвы везде разное. Где-то балл бонитета 30, а где-то 20. Естественно, отдача от пашни разная, а значит, отличаться должны и налоги. То же самое со скотом: содержать его на севере страны или на юге – две большие разницы. Поэтому нужно вводить региональные и прочие коэффициенты, создавая для всех равные условия. При этом, все должно быть просто и доступно, с четкой системой мониторинга, без каких-то карательных мер. С Минсельхозом мы эти моменты обсуждали, дальнейшая работа продолжится в ближайшее время. Фискальные органы, в принципе, тоже не против. Они говорят одно: им нужно сохранить поступление налогов на существующем уровне, а это около 50 млрд тенге в год. А через какой механизм – неважно. Главное, чтобы он был прозрачным.

Что касается опасений фермеров о росте нагрузки, то, по предварительным подсчетам НПП «Атамекен», эффективные предприятия после реформирования системы платить будут меньше. А вот на тех, кто распоряжается своей землей неэффективно, нагрузка действительно вырастет. Причем, в несколько раз. И это станет косвенным стимулом заниматься землей эффективно, либо отказываться от неиспользуемых участков и передавать их тем, кто действительно хочет работать.

Простая альтернатива

Еще один важный момент, на который обращают внимание специалисты НПП «Атмекен»: согласно действующему Налоговому кодексу, с 1 января 2020 вводится налог, который каждый фермер должен будет платить с оборота. Это выведет на новый пик уже сейчас существующую проблему отсутствия грамотных бухгалтеров на селе. Ведь любой сельхозтваропроизводитель, даже имея оборот на уровне каких-нибудь 100 тыс. тенге, обязан будет подтверждать каждый тенге своих расходов и доходов. И тут снова появляется непаханое поле для «творчества» фискалов: при желании, им не составит никакого труда доказать, что фермер занизил или завысил цену на свой товар.

- До сих пор мы сталкиваемся с такими проблемами как налоговые доначисления у зерновиков и хлопководов, - рассказал Ербол Есенеев. - Наши налоговики берут данные российской или лондонской биржи по ценам на зерно или хлопок и исходят из них. Мы пытаемся им объяснить, что Казахстан находится за тысячи километров от этих рынков сбыта. Но нас не слушают, делают доначисления якобы по причине занижения цен сельхозтоваропроизводителями. Вот, только-только мы после трех лет работы решили вопрос по методике определения цены на хлопок. Но у зерновиков эта проблема осталась.

Введение единого агарного налога создаст альтернативу вводимой системе налогообложения оборота. Аграрий сможет выбирать между ней и механизмом ЕАН. Так что время поджимает - обсудить механизм и принять его нужно уже в нынешнем году, чтобы с 1 января 2020 он начал действовать.

Самые яркие и интересные истории - в нашем InstagramИсточник forbes.kz