Здравоохранение становится исключительно привлекательной сферой для частных инвестиций, заявили чиновники на форуме по развитию государственно-частного партнёрства в рамках выставки KIHE 2019

Фото: pix

Открывшаяся в среду, 15 мая, в Алматы ежегодная выставка «Здравоохранение KIHE 2019» запомнится не только парадом новейшего оборудования, но и многочисленными ивентами. Несколько лет подряд снижавшая обороты, на этот раз выставка пошла в гору: число участников по сравнению с 2018-м увеличилось почти на треть, достигнув 236. Ставка делается не столько на представление продукции, сколько на предложение решений: семинары, презентации, мастер-классы. Всего на три дня запланировано более 50 мероприятий.

В первый же день ещё до официального открытия начался форум Almaty MedInvest с сессией «Развитие здравоохранения города Алматы. Государственно-частное партнёрство как инструмент развития инфраструктуры здравоохранения Алматы», но речь на нём шла отнюдь не только о южной столице.

Канат Тосекбаев, руководитель КГУ «Управление общественного здоровья Алматы» (в просторечии — горздрава) убеждал собравшихся в привлекательности сферы для частного инвестора.

В прошлом году, по его данным, объём инвестиций в здравоохранение Алматы составил порядка 15 млрд тенге как бюджетных, так и частных средств. Ряд объектов были приватизированы, в том числе детская стоматологическая поликлиника и региональный диагностический центр. Крупная городская клиническая больница №1 (в Калкамане) передана в доверительное управление без права приватизации. План инвестиций на 2019 - 13,9 млрд тенге.

Канат Тосекбаев. Фото: almatyzdrav.kz
Канат Тосекбаев. 

- Алматы — это поле для совместной работы с бизнесом, для ГЧП, - отметил завгорздравом. - У нас при управлении здравоохранения имеется бизнес-совет, на котором все предложения будут обсуждены: это организация мобильных скринингов, организация медико-химической лаборатории, усиление подвижного состава скорой помощи. У нас самая большая изношенность автопарка - это тоже интересно для частного инвестора.

По словам Тосекбаева, у управления уже есть ряд готовых проектов с проектно-сметной документацией, которые могут быть построены за счёт частных инвестиций, за счёт ГЧП.

- Такие услуги, как клининг, обслуживание, стирка, ремонт, организация питания, то есть несвойственные для медицинской организации, мы тоже хотим передать в сервис в рамках ГЧП. У главного врача не должна болеть голова о том, за сколько он покупает говядину и какого она качества, - объяснил чиновник.

Тосекбаев выразил надежду, что работу по отдельным направлениям можно начать уже в этом году и объяснил механизм процесса.

- Если проект разработан инициатором, от администратора бюджетных программ, то есть от управления общественного здоровья, мы даём отраслевое заключение о необходимости данного проекта. Национальная палата предпринимателей даёт своё экспертное заключение, в отдельных случаях необходимо заключение АРЕМ. Управление стратегии и бюджетного планирование даёт своё заключение, и после этого у нас к работе подключается Центр развития Алматы. Они в течение 30 дней дают своё заключение, если проект сложный в технологическом плане, если несложный — 15 дней, - перечислил он и обратился к присутствующим: - Если кого-то заинтересовали вопросы, которые я озвучил, после сессии можем поговорить, обсудить.

После главы управления общественного здоровья Алматы к трибуне с конкретными цифрами вышел Нурбол Кузембаев, замгендиректора РГП на ПВХ «Республиканский центр развития здравоохранения» Министерства здравоохранения РК.

- Политика Минздрава направлена на усиление участие частного сектора в здравоохранение, - подчеркнул он и добавил: - У нас сегодня 111 заключённых договоров, 176 проектов ГЧП на стадии разработки и согласования, в том числе амбулаторно-поликлинических организаций (АМО), скрининга, обеспечения медтехникой. Схема такая: основываясь на перспективных планах акиматов, Минздрав утверждает сводный план с горизонтом планирования 8 лет, сегодня идёт утверждение планов на 2019-26 годы. По прошлогодним планам у нас потребность в инфраструктуре 1,3 трлн тенге, это АМО - 1191 организация на сумму 220 млрд тенге, это 102 стационарных объекта на сумму 360 млрд тенге.Во всех областных центрах есть 17 многопрофильных больниц, потребность в инвестициях которых составляет более 800 млрд тенге. Понимая, что бюджеты не способны сейчас обеспечить строительство объекта на 50-60 млрд тенге, министерство поднимает такие проекты на уровень республики, в том числе через софинансирование.

Кроме того, Минздрав планирует поднимать тарифы на медуслуги, приближая их к рыночным, соответственно, КДУ (консультативно-диагностические услуги), ПМСП (первичная медико-социальная помощь) должны стать более привлекательными не только с точки зрения оказания услуги, но и с точки зрения окупаемости инвестиций, отметил докладчик.

- В 2021-22 годах планируется включение в тариф амортизации. Таким образом, мы хотим в перспективе наполнить тариф всеми компонентами, в том числе инвестиционным, чтобы, получая его, частник мог обновлять инфраструктуру, модернизировать оборудование и оказывать сервисные услуги, - обрисовал будущее представитель Минздрава.

В крупных проектах, как объяснил Кузембаев, будет применяться инфраструктурная модель ГЧП, когда частный партнёр ведёт строительство и эксплуатацию объекта, а государство оставляет за собой оказание медуслуг. Такая схема наиболее приемлема, так как 99% всех инициатив — это замена устаревшей инфраструктуры.

- У нас есть кадры, есть врачи, но у нас нет физической инфраструктуры, - подчеркнул спикер.

Чтобы не упустить будущие денежные потоки, которые потекут от частных инвесторов, министерство создаёт офис управления проектами с задачей аккумулировать ресурсы. Сейчас ведётся набор команды, которая и будет реализовывать проекты. Само же министерство займётся разработкой правил и документов для ГЧП, определением границ ответственности государства и частника. Пока же в качестве пилотных отобраны 3 университетские клиники и 2 многопрофильные больницы(одна в СКО, объединяющая 7 медорганизаций, и одна в Нур-Султане на правом берегу, объединяющая 3 больницы) на сумму 314 млрд тенге. В Алматы общая потребность в инвестициях до 2026 года 103 млрд тенге.

 
- Здесь нужно понимать, что там, где есть ресурсы частного бизнеса, чтобы построить объект или оказать услугу, государство должно отказаться от планов тратить бюджетные средства. Если частник может в своём помещении открыть объект и оказывать услуги по ПСМП населению, соответственно, приоритет будет отдан частному сектору. Если есть инициативы, вы можете подавать заявки в акиматы, министерство и НПП, чтобы ваши возможности учитывали при утверждении планов — ваших, наших, общих. Согласно законодательству, участие частного сектора приоритетно при оказании медицинских услуг, аутсорсинге неклинических услуг, доверительном управлении и инфраструктурных проектах, - ещё раз перечислил области приложения частных инвестиций представитель Минздрава.

Закончив с перспективами, спикер перешёл к рискам. И первый риск — это отсутствие гарантий прибыли.

- Частный сектор хочет гарантий, но гарантия зависит от качества. Если к вам придут люди — значит, вы оказываете услуги хорошего качества, это и есть ваша гарантия. Мы, Министерство здравоохранения, можем вам гарантировать, что по проекту с вами будет заключён договор до пяти 5 лет, мы планируем увеличить этот срок до 7 лет. Это гарантирует контракт, но не гарантирует объём, - пояснил он.

Второй риск — валютный, что для иностранного инвестора проблема №1.

- Хорошая новость в том, что если раньше валютное возмещение предоставлялось по республиканским проектам особой значимости, в этом году этой возможностью могут воспользоваться и региональные проекты, так как в целом крупные объекты здравоохранения соответствуют требованиям особой значимости. По сути для регионов проблема решена, - уверенно заявил Кузембаев.

Однако другие участники форума не согласились с обоими докладчиками и добавили к списку рисков ещё несколько.

Арман Аханов из инвестиционного отдела KPMG в Казахстане считает, что один из важных моментов — земельные участки для строительства. У государства имеются законодательные рычаги, чтобы эти участки выкупать или экспроприировать, а также государство должно сначала подвести к участку все коммуникации и только потом передавать частнику, уверен Аханов.

- Распределение рисков должно осуществляться по принципу — риск передается той стороне, которая лучше может им управлять. Например, риск увеличения сроков строительства - частному партнёру, а риски достаточности земельного участка — государственному, - объяснил спикер.

Кроме того, иностранные инвесторы считают риском разбирательство в казахстанских судах, где они оказываются в заведомо проигрышной позиции, и просят разрешить использовать для споров международный арбитраж, который «даёт большую уверенность и гарантирует более справедливое разбирательство».

Гарантии по валютным рискам тоже далеко не решены, возразил Нурболу Кузембаеву Арман Аханов - далеко не все ГЧП-проекты подходят под этот статус. Кроме того, в случае досрочного расторжения контракта по инициативе государства компенсировать инвестору суммы займа по кредитам и процентов, и желательно - упущенную выгоду и доходность, добавил докладчик. А на «посошок» предложил при изменении законодательства в худшую для инвестора сторону гарантировать, чтобы оно к нему не применялось, а в лучшую — наоборот.

Будут ли приняты эти предложения бизнеса Минздравом, неизвестно, но уже ясно, что и без них для пациентов формат получения медицинских услуг скоро изменится, скорее всего — кардинально.

Источник forbes.kz