В противоположность распространенным опасениям, предстоящие через считанные недели парламентские выборы в ЕС несут низкий политический риск – в основном по двум причинам. Хотя там и расцветут альтернативные партии, они вряд ли получат в парламенте большинство, и в любом случае институты ЕС работают преимущественно на межправительственной основе, хотя в последние годы роль Европарламента и усилилась.
По нашему мнению, эти выборы сделают Европу более разделенной, чем когда-либо, и подтвердят смерть франко-германского союза, служившего до сих пор основой европейской интеграции.
Партии евроскептиков могут начать делать королей
Несколько месяцев назад инвесторы опасались, что появление в Европарламенте популистского большинства приведет к блокировке институтов ЕС. Эти страхи были преувеличенны. Согласно последним опросам, партии евроскептиков могут больше всех выиграть от предстоящих выборов: предполагается, что они получат до 153 мест, а традиционные партии резко потеряют позиции. Доле Европейской народной партии (ЕНП) предрекают снижение до 219 мест, а социал-демократы могут потерять до трети своих кресел и остаться со 135-ю. Однако евроскептикам всё еще далеко до большинства, и их влияние на законодательный процесс будет сильно зависеть от способности членов коалиции – от «Лиги» Сальвини до польского «Права и справедливости» – сотрудничать между собой и продвигать общие цели и стратегии. Судя по последним опросам, в коалиции евроскептиков будет лидировать «Лига» Маттео Сальвини, которая должна получить вторую по величине фракцию в парламенте после немецкого правоцентристского ХДС. Хотя партии евроскептиков выказывают стремление объединить силы в широкой коалиции, остается неясным, готовы ли они соглашаться с политическими взглядами Сальвини в большинстве вопросов.
Мы считаем, что в результате выборов не появится сильная единая коалиция евроскептиков, а парламент расколется еще сильнее. Годами решения зависели в основном от длительных переговоров между ЕНП и социал-демократами. После провала последних ЕНП придется по каждому вопросу вести переговоры с множеством партий, включая и евроскептиков. Если коалиция евроскептиков сможет удержать единство хотя бы по некоторым вопросам, она может стать новым «делателем королей», так как ее фракция, согласно ожиданиям, будет второй по величине в парламенте. В этом качестве она может сильно замедлить европейский законодательный процесс, который и так не отличается быстротой. Вероятно, таким горячим темам, как гармонизация налогового законодательства на европейском уровне, особенно для компаний, изменение устаревших правил конкуренции или разработка стратегии относительно китайского проекта «Нового шелкового пути», придется подождать.
Франко-германский союз мертв
Европейские выборы продемонстрируют и смерть франко-германского парного союза. Поначалу твердо веривший в транснациональную пару сил, президент Франции Эмманюэль Макрон теперь понял, что ему трудно находить с Берлином компромиссы, позволяющие ЕС двигаться вперед. Его эмиссары, посланные во все концы Европы, чтобы сформировать новую проевропейскую коалицию, встретили в Германии довольно холодный прием. Тогда он понял, что ХДС и социал-демократы во главу всего ставят интересы Германии, маскируя их под общеевропейские. Полтора года немецкие партнеры систематически вежливо отклоняли почти все предложения Макрона: создание единого бюджета Еврозоны, парламент Еврозоны, налог на GAFA (Google, Apple, Facebook и Amazon) и т. д.
Франция вынуждена умерить амбиции Желавшая полностью изменить способ ведения политики в Европе, Франция теперь обязана продолжать движение, чтобы не потерять лицо, и составит в Европарламенте маленькую коалицию, которая будет слабо влиять на принятие решений. Для Эмманюэля Макрона это двойное поражение: его кампания, которую он превратил в поединок между проевропейскими прогрессистами и европопулистами, не привлекла много внимания, а его идея создать большую проевропейскую интернационалистскую партию явно не приведет к успеху. Как часто бывало, Франция идет против текущих политических тенденций. Нравится нам это или нет, европейцы часто отдают предпочтение евроскептикам за то, что те предлагают ту или иную форму протекционизма и защиту от того, что кажется (часто ошибочно) внешней угрозой – например, от мигрантов. Либеральная глобализаторская программа, уделяющая мало внимания социальным мерам, вряд ли удовлетворит ожидания избирателей в большинстве стран Европы, особенно Центральной и Восточной.
Подготовлено порталом Wfin.kz по материалам Saxo Bank