14 мая 2019 года на сайте Национального банка РК появился пресс-релиз о разработке законопроекта по созданию независимого органа по регулированию финансового сектора. Из него следует, что новому Агентству по финансовому надзору РК все-таки быть.
Процитируем соответствующую часть этого «выдающегося», на наш взгляд, документа (выделения сделаны нами):
«В соответствии с поручением Президента Республики Казахстан для разделения надзорных функций за финансовым рынком, а также ограничения рисков потребительского кредитования, Национальным Банком Казахстана разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, и микрофинансовой деятельности». Об этом рассказал заместитель Председателя Национального Банка Казахстана Олег Смоляков в ходе презентации вышеуказанного законопроекта в Мажилисе Парламента РК.
По его словам, законопроект предусматривает два направления.
«Первое направление - это создание независимого органа регулирования финансового сектора. Для содействия экономическому росту страны Национальный Банк намерен сконцентрироваться на эффективности денежно-кредитной политики и реализации мер по контролю за инфляцией», - отметил заместитель Председателя Национального Банка Казахстана.
Как рассказал О. Смоляков, функции регулирования и развития финансового рынка, а также защиты прав потребителей̆ предлагается передать в новый государственный орган, непосредственно подотчетный Президенту Республики Казахстан – Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков.
«Деятельность Национального Банка и Агентства будет тщательным образом скоординирована, в том числе, путем взаимного представительства в органах управления. Агентство будет финансироваться за счет республиканского бюджета. Система оплаты труда будет утверждаться Правительством Республики Казахстан, а статус служащих будет аналогичен статусу служащих Национального Банка», - сообщил он.
О. Смоляков подчеркнул, что это обеспечит возможность оперативного отбора высококвалифицированного персонала с установлением конкурентоспособного уровня оплаты труда. «В целях обеспечения финансовой стабильности Национальный Банк и Агентство будут осуществлять взаимодействие в рамках деятельности Совета по финансовой стабильности», - сказал замглавы Национального Банка Казахстана.
О. Смоляков рассказал, что предварительному рассмотрению Советом в обязательном порядке будут подлежать вопросы, связанные с принятием мер макропруденциальной политики для снижения системных рисков, антикризисных мер, а также мер по урегулированию либо государственной поддержке системнозначимых банков.
«Функции по регулированию и надзору за финансовыми рынками в целом будут закреплены за Агентством. За Национальным Банком сохранятся функции регулирования и надзора в отношении платежных организаций, небанковских обменных пунктов, инкассаторских компаний», - отметил он.
Заместитель Председателя Национального Банка Казахстана также добавил, что в целях исключения дублирования и снижения нагрузки на финансовый сектор будет создана единая база статистической и регуляторной информации с равным доступом для Национального Банка Казахстана и Агентства».
Разговоры о том, что объем полномочий Национального банка РК по отношению к участникам финансового рынка зашкаливает, а исполнение им еще и надзорных функций мешает достижению основной цели центрального банка страны – обеспечению стабильности цен в республике, ходили давно. Однако еще год назад тогдашний глава Национального банка РК Данияр Акишев настаивал на том, что его ведомство должно усиливать свои надзорные функции, а не ослаблять их.
В связи с этим возникает вопрос, почему Национальный банк РК после смены своего руководства вдруг принципиально изменил свою позицию?
По нашей оценке, это стало, во-первых, результатом лоббирования со стороны владельцев и топ-менеджмента казахстанских банков (в первую очередь «Народного банка Казахстана», но не только), которые испытывают крайнее неудобство от того, что им приходится иметь дело с госструктурой, имеющей практически диктаторские полномочия по отношению к ним. Тем более, что в условиях неустойчивого рынка, роста внутриполитической напряженности и нарастания межэлитных противоречий они могут быть легко использованы против них.
Во-вторых, результатом соглашательской позиции нового председателя Национального банка РК Ерболата Досаева, который в отличие от своего предшественника Данияра Акишева, видимо, предпочел не сориться с людьми из ближайшего окружения Нурсултана Назарбаева.
Ведь создание самостоятельного Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков РК, подчиненного напрямую президенту РК, позволяет Национальному банку РК и лично Досаеву существенно ослабить объем и энергию негатива, которые обрушиваются на них. Судя по всему, Ерболат Досаев предпочел поделиться полномочиями, чтобы уйти из-под перекрестного огня.
Должны признать, что с точки зрения обеспечения аппаратно-бюрократической выживаемости он совершенно прав. Хотя число частных казахстанских банков существенно сократилось за последние годы, оно по-прежнему велико по отношению к нынешним потребностям национальной экономики. Число участников сектора должно, по нашей оценке, сократиться с 28 банков минимум вдвое.
Это означает, что конкуренция между крупными казахстанскими частными банками (а все они, напомним, или принадлежат ближайшим родственникам и приближенным первого президента РКНурсултана Назарбаева, или негласно контролируются ими) резко обострится. Причем не только на открытом рынке, но и внутри суперпрезидентской вертикали власти:
- за депозиты и вклады квазигосударственных структур, госхолдингов развития и ЕНПФ,
- за господдержку в случае временных проблем с ликвидностью.
В этих условиях председателю Национального банка РК «выжить», то есть удержаться в своем кресле, становится крайне сложно, если вообще возможно. Неудивительно, что Ерболат Досаев предпочел сделать аппаратно-бюрократический финт, который, давая ему возможность сохранить влияние на процесс надзора над банковским сектором, одновременно выводит его из-под будущих ударов.