Миграция населения является отражением экономических и геополитических процессов, которые происходят в регионе и в отдельной стране.
Люди покидают свое место жительства по самым разным причинам – это могут быть как вооруженные конфликты, так и экономическая нестабильность в стране.
Зачастую массовая миграция приводит к настоящим кризисам, когда принимающая сторона не может справиться с наплывом мигрантов в страну.
Ниже мы расскажем о 5 миграционных кризисах последних лет.
Миграционный кризис ЕС
Европейский миграционный кризис возник осенью 2015 г. в связи с многократным увеличением потока беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз (ЕС) из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии и неготовностью ЕС к их приему и распределению.Данный миграционный кризис является крупнейшим в Европе со времен Второй мировой войны. С января по сентябрь 2015 г. в государствах-членах ЕС было зарегистрировано более 700 тыс. людей, ищущих убежище.
Всего за 2015 г. в ЕС прибыло, по разным оценкам, от 1 млн до 1,8 млн беженцев и нелегальных мигрантов. Для сравнения, в 2014 г. их было зарегистрировано около 280 тыс. Термин "кризис" по отношению к беженцам и мигрантам впервые был использован в апреле 2015 г., когда в Средиземном море произошла серия морских катастроф.
В течение короткого времени (13, 16, 19 и 20 апреля) по пути в Европу потерпели крушение и затонули как минимум пять лодок, на борту которых находилось более 1200 мигрантов из Африки. За 2015 г. в Средиземном море погибло около 2600 мигрантов, всего с 2000 г. число погибших составило около 22 тыс. человек.
Причиной миграции эксперты называли войну в Сирии и нестабильность в Южном Средиземноморье и на Большом Ближнем Востоке.
Большая часть мигрантов приходилась на Германию, что вызывало обеспокоенность политиков и экспертов относительно того, что миграционный кризис приведет к ухудшению отношений между странами внутри Европы. Мнения относительно беженцев разделились. Кто-то призывал оказывать им посильную помощь, кто-то настаивал на том, чтобы решать вопрос более радикально – не допускать въезда или высылать из страны уже прибывших мигрантов.
Чтобы сдержать поток мигрантов, в начале 2016 г. 8 из 26 членов Шенгенской зоны вернули на внутренних границах пограничный контроль. Венгрия как основная транзитная страна, лежащая на пути беженцев в богатые западные страны Евросоюза, строила заборы на границе с Хорватией и Сербией.
В Болгарии появились нелегальные "народные дружины", которые устраивали охоту на мигрантов. Приток беженцев и мигрантов стал одним из решающих факторов в выходе Великобритании из Евросоюза.
В конце 2015 г. вступил в действие договор между ЕС и Турцией о депортации беженцев из Греции в Турцию. В том же году ЕС выплатила Турции 3 млрд евро на содержание лагерей мигрантов. Однако мигранты из Африки продолжают прибывать в Италию морским путем.
Турция требует от ЕС значительно увеличить финансирование, выделяемое на содержание лагерей сирийских беженцев на своей территории. Чтобы приостановить поток беженцев в Европу, ЕС планирует создание лагерей для приема беженцев в африканских странах.
Сумма затрат на такое решение по прогнозам может составить 20 млрд евро. Также проводятся мероприятия по борьбе с нелегальными перевозчиками мигрантов, укреплению береговой охраны.
Украина и Россия
Вооруженный конфликт на юго-востоке Украины также привел к массовой миграции населения.По данным Росстата, с начала вооруженного конфликта в Донбассе с Украины в Россию переехало более 600 тыс. человек. Самая большая волна миграции пришлась на 2015–2016 гг.
Украина лидирует по показателю международной миграции в РФ с 2014 г.
По данным Росстата, с 2014 по 2017 гг. общее число прибывших в Россию украинцев составило 638,2 тыс. человек. При этом речь идет именно о долгосрочной миграции.
Первое место Украина занимает и по уровню миграционного прироста (абсолютная разница между числом прибывших на какую-либо территорию и выбывших с нее за определенное время).
Миграционный прирост населения Российской Федерации за счет жителей соседнего государства за 2014–2017 гг. составил около 400 тыс. человек. Самые высокие показатели можно было наблюдать в 2015 и 2016 гг. (146,1 тыс. и 118,8 тыс. человек соответственно).
По данным ООН, только с апреля 2014 г. по конец марта 2015 г. в результате боевых действий в Донбассе было убито свыше 6 тыс. человек. В общей сложности за все время конфликта погибло более 10 тыс. человек.
В связи с этим именно вооруженный конфликт является основной причиной миграции населения в Россию.
Однако это не единственная причина. Социально-экономические проблемы в стране также оказывают влияние на миграцию. Экономика Украины переживает не лучшие времена, промышленность находится в состоянии упадка.
С 2014 г. страна потеряла 38% ВВП. При этом, по данным Международного валютного фонда, размер теневого сектора в структуре экономики Украины сейчас достигает 45% ВВП. В стране растет безработица, что тоже подталкивает население искать лучшей жизни в соседних странах.
К слову, украинцы едут за лучшей жизнью не только в нашу страну, но также в Польшу, Чехию и страны ЕС.
Рохинджа и Мьянма
Кризис беженцев рохинджа относится к массовой миграции тысяч людей народа рохинджа из Мьянмы и Бангладеш в 2015 г., прозванных международными средствами информации "людьми в лодках".Почти все, кто бежал, отправились в страны Юго-Восточной Азии, такие как Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд, на шатких лодках через воды Малаккского пролива и Андаманского моря.
По оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, 25 тыс. человек были переправлены торговцами "людьми на лодках" с января по март 2015 г.
Согласно заявлениям во время переправы примерно 100 человек погибли в Индонезии, 200 в Малайзии и 10 в Таиланде, после того как работорговцы оставили их в море.
В октябре 2015 г. исследователи из Международной инициативы по борьбе с преступностью Лондонского университета королевы Марии опубликовали отчет, составленный на основе раскрытых правительственных документов, свидетельствующий об увеличении "изоляции, случайной резни, ограничений на передвижение" по отношению к народу рохинджа.
Исследователи предполагают, что правительство Мьянмы является заключительной стадией организованного геноцида рохинджа, и призывают международное сообщество исправить ситуацию как таковую.
Народ рохинджа — это мусульманское меньшинство, проживающее в штате Ракхайн, ранее известном как Аракан. Люди рохинджа считаются "лицами без гражданства", так как правительство Мьянмы отказывается признавать их в качестве одной из этнических групп страны.
По этой причине рохинджа не имеют правовой защиты от правительства Мьянмы. Они считаются просто беженцами из Бангладеш и сталкиваются с сильной враждебностью в стране: их часто описывают как самых преследуемых людей в мире.
Чтобы избежать тяжелой ситуации в Мьянме, рохинджа пытаются незаконно въехать в страны Юго-Восточной Азии, прося гуманитарную поддержку со стороны потенциальных принимающих стран.
Ограничения на народ рохинджа налагаются на брак, планирование семьи, трудоустройство, образование, выбор вероисповедования и свободу передвижения.
Такая дискриминация объясняется их этническим происхождением. Население Мьянмы вынуждено терпеть все растущую нищету: более 78% семей живут за чертой бедности. Это также послужило тому, что напряженность между рохинджа и другими религиозными группами вылилась в конфликт.
США и мигранты из Мексики
Уже в течение многих лет проблема нелегальной иммиграции для США стоит очень остро. Каждую ночь американо-мексиканскую границу пересекают сотни непрошеных гостей. Их частично отлавливают и возвращают на родину, однако поток мигрантов не иссякает.Одним из первых шагов Дональда Трампа после инаугурации стал указ об охране государственной границы. Отгородиться стеной от соседнего государства было одним из ключевых предвыборных обещаний Трампа.
Количество пограничников на рубеже с Мексикой при Обаме увеличилось на 14%. Сегодня на мексикано-американской границе служит более 17,6 тыс. из 20,5 тыс. пограничников США.
Поток нелегалов из Мексики уменьшился в четыре раза, но полностью перекрыть границу не удается.
Мексиканские беженцы едут в США по экономическим соображениям. На родине они могут заработать существенно меньше, чем в США, даже работая нелегально. Однако нелегально пересекают границу с США не только мигранты из Мексики. Значительная часть беженцев – выходцы из бедных латиноамериканских стран, которые едут не только за лучшей жизнью, но и бегут от политических репрессий и насилия в своих странах.
В этом контексте стоит упомянуть караваны мигрантов - многолюдные неорганизованные марши крестьян, работников плантаций, подростков, спасающихся от нищеты и преступности, из стран Центральной Америки к южным границам США.
Караваны состоят из людей, которые бежали от бандитского насилия, бедности и политических репрессий из Северного треугольника Центральной Америки, из караванов от границы Гватемала - Мексика до границы Мексика - США.
В предыдущие годы также было мелкие несвязанные караваны и большой неофициальный караван в конце 2018 г.
По некоторым оценкам, нелегально границу между Мексикой и США пересекает порядка 500 тыс. человек ежегодно.
Турция и мигранты из Сирии
16 марта 2016 г. было подписано соглашение между ЕС и Турцией относительно содержания беженцев из Сирии в лагерях Турции. Цель этого соглашения была одна: сдержать наплыв беженцев из стран Ближнего Востока в Европу.Беженцы из Сирии стремились уехать из страны в поисках более спокойной и безопасной жизни, а вот отношения между ЕС и Турцией оказались под угрозой.
Согласно данным ООН Турция приняла 2 900 000 беженцев. По данным самой Турции, это число значительно выше – 3 500 000 человек.
При этом на протяжении всего действия соглашения с ЕС Турция не раз угрожала разорвать соглашение, так как ЕС не платит оговоренную сумму денег на содержание беженцев. Кроме того, соглашение о визовом режиме для граждан Турции так и не было выполнено, несмотря на обещания ЕС. Важный вопрос, по которому ЕС и Турция не смогли достичь соглашения, заключался в том, что стороны по-разному видели то, как должны использоваться деньги, выделяемые ЕС.
Турция не раз оказывала давление на ЕС, при этом планируя направить деньги на нужды беженцев, в то время как Европа задерживала денежные переводы, так как все финансы стран-участниц блока строго мониторятся властями ЕС.
По мнению некоторых экспертов, значительная часть денег была потрачена на международные организации по правам человека, соответственно меньше денег ушло на непосредственные нужды беженцев.
В рамках соглашения Турции пообещали финансовую помощь в размере 6 млрд евро на финансирование проектов для сирийских беженцев. Согласно данным Еврокомиссии 3 млрд были переведены Турции на покрытие затрат на образование полумиллиона сирийских детей.
При этом Турция заявила, что получила лишь 1,86 млрд евро.
Начиная с 2016 г. благодаря соглашению с Турцией число нелегальных мигрантов в Европе резко сократилось.
Согласно данным Еврокомиссии число беженцев, прибывающих в Европу из Турции через Грецию, упало на 97%.
При этом нелегальных мигрантов из Греции отправляют назад в Турцию, а легальные мигранты остаются.
При этом отмечается, что беженцы в Турции не имеют официального статуса беженцев, в связи с чем условия их жизни не соответствуют международным стандартам. Согласно некоторым данным в Турции под защитой находятся 3,5 млн сирийских беженцев, что дает им право на доступ к медицине и образованию.
Семьи получают денежную помощь, в случае если отправляют детей в школу.
Одной из важных проблем для сирийских беженцев остается проблема получения работы. Около 20 тыс. имеют разрешение на работу, в то время как по меньшей мере 800 тыс. работают нелегально, среди них есть также несовершеннолетние.
Источник: "Вести.Экономика"