На досрочных президентских выборах в Казахстане одержал победу Касым-Жомарт Токаев, которого считают продолжателем курса первого президента Нурсултана Назарбаева. Тем не менее, у политики нового лидера, скорее всего, будут свои особенности. Комментируя протестные выступления, имевшие место в день президентских выборов, Токаев заявил, что причиной этому стало то, что «люди обеднели». О том, как второй президент Казахстана будет решать вопросы экономики, а также о роли евразийской интеграции в казахстанской экономике портал «Евразия.Эксперт» поговорил с доктором экономических наук, главным научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Вячеславом Додоновым.

 

– В чем будет заключаться экономический курс Токаева? Стоит ли ожидать в стране серьезных реформ?

– На мой взгляд, главной особенностью экономического курса нового президента станет преемственность по отношению к прежнему курсу. Говоря о возможности экономических реформ, надо учитывать, что за период независимости в Казахстане было проведено множество реформ, включая ключевые (приватизация, пенсионная реформа, реформа ЖКХ, формирование институтов государственно-частного партнерства и многие другие), которые давно сформировали действующую модель экономики. Казахстанская экономика давно признана международным сообществом рыночной, страна имеет соответствующий статус, сформированы все ведущие институты, присущие современной рыночной экономике.

В Казахстане просто отсутствует необходимость в неких глубинных реформах, они уже осуществлены.

Другое дело – особенности действующей экономической модели и то, что принято называть «структурными реформами», а по сути является ее модернизацией. Это диверсификация отраслевой структуры в пользу несырьевого сектора, повышение роли малого и среднего бизнеса, сокращение административных барьеров и пр. Несмотря на то, что такого рода задачи сохраняют свою актуальность, они хорошо осознавались и ранее. Существует ряд программ, направленных на осуществление такого рода реформ, имеются и целевые индикаторы по их достижению, так что и в данном случае нет необходимости в какой-то смене экономического курса.

Вопрос не в том, нужны ли реформы или смена курса, а в том, что соответствующие преобразования очень сложно осуществить в условиях доминирования в структуре экономики сырьевого сектора. Но осознание проблемы существует и, очевидно, усилия в этом направлении будут предприниматься.

– Можете ли вы назвать задачи, которые необходимо решить в экономике? Какие меры по поддержке бизнеса необходимо принять для его активного развития?

– На мой взгляд, самой назревшей проблемой является реструктуризация роли государственного и квазигосударственного сектора в экономике, поскольку его масштабы представляются несколько чрезмерными, а эффективность функционирования государственных компаний вызывает вопросы.

Другой актуальной проблемой представляется ускорившийся рост государственного долга, так как его обслуживание стало слишком большой и быстро растущей статьей расходов республиканского бюджета.

Традиционно проблемной сферой остается банковский сектор, в котором по-прежнему сохраняются системные проблемы, при том, что банки играют все меньшую роль в финансировании экономики – соотношение кредитов и ВВП за последние десять лет упало вдвое. Актуальность качества активов банковской системы также сохраняется – по-прежнему неоправданно высока доля неработающих кредитов и эту хроническую проблему надо, наконец, решить. Сама по себе проблема доступности финансирования является одним из ключевых препятствий для развития бизнеса, поэтому необходимо развивать небанковские виды финансирования, прежде всего, фондовый рынок.

– В конце мая исполнилось пять лет со дня подписания договора о создании Евразийского экономического союза. Какими выдались эти 5 лет для объединения и каким вы видите его развитие в будущем? Стоит ли ожидать расширения ЕАЭС?

– На начальном этапе формирования любого интеграционного объединения решаются основополагающие задачи создания правовой, регулятивной, организационной инфраструктуры. В этом смысле первые пять лет функционирования ЕАЭС представляются вполне продуктивными – сформированы органы управления, проведена координация законодательства стран-участниц, создано общее таможенное пространство и общий рынок товаров, приняты ключевые решения по созданию общих рынков услуг, рабочей силы, финансов.

Экономическая интеграция является объективно обусловленной необходимостью, что подтверждается мировым опытом и сотнями созданных по всей планете интеграционных объединений разной степени плотности – от зон свободной торговли до монетарных союзов. Поэтому я полагаю, что и у ЕАЭС достаточно благоприятные перспективы, в том числе и в части расширения круга участников, а также в части создания зон свободной торговли с третьими странами и их объединениями.

– Какова ситуация с взаимной торговлей Казахстана со странами ЕАЭС? По официальной информации, экспорт Казахстана в страны ЕАЭС за пять месяцев сократился на 3,8%. С чем это связано?

– В целом внешняя торговля Казахстана со странами ЕАЭС в январе-апреле 2019 г. составила 6 125,8 млн долларов США, что на 0,1% больше, чем в январе-апреле 2018 г. Экспорт действительно сократился на 3,8%, а импорт увеличился на 1,9%.

Эти показатели нельзя признать благоприятными, но они обусловлены традиционным для казахстанской внешней торговли фактором волатильности ее объемов вследствие изменения мировых цен на экспортируемое Казахстаном сырье.

Экспорт в страны вне ЕАЭС также сократился, на 2,9%, что несколько меньше, чем показатель по ЕАЭС, но в рамках той же тенденции зависимости его объемов от мировых цен. В первые месяцы текущего года эти цены снизились, что отразилось и на показателях внешней торговли, особенно экспорта. Общий объем внешнеторгового оборота Казахстана в январе-апреле уменьшился по сравнению с прошлым годом на 0,1%, поэтому столь же скромный рост торговли со странами ЕАЭС говорит все же о несколько лучшей ситуации на этом направлении.

– Планирует ли Казахстан расширять ассортимент экспортируемых и импортируемых продуктов?

– Казахстан постоянно работает над расширением номенклатуры экспортируемой продукции. Рост доли несырьевого экспорта является одним из целевых показателей основных программных документов развития экономики, существует ряд структур, призванных содействовать увеличению экспортных возможностей бизнеса. Последним по времени шагом в этом направлении стало создание нового министерства – торговли и интеграции, которое будет более акцентированно работать над решением задач по повышению экспортной ориентации экономики.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в настоящее время Казахстан экспортирует 800 товаров в 120 стран. По итогам 2018 г. несырьевой экспорт Казахстана составил 15,7 млрд долларов США, а в соответствии с экспортной стратегией стоит задача по увеличению объема несырьевого экспорта до 32 млрд долларов к 2022 г.

 

Источник: Eurasia.expert