Влючение «положения об отказе от конкуренции», при отсутствии однозначно применимых исключений, несет в себе определенные риски в соответствии с законодательством Казахстана
Возьмём в качестве примера, следующие положения:
- договоры о создании совместного предприятия или иные формы сотрудничества, содержат положения, в силу которых стороны отказываются конкурировать между собой и (или) с совместным предприятием на определенных рынках, в определенных географических границах и в отношении определенных товаров (работ (услуг));
- сделки, связанные с куплей-продажей акций (долей) участия, в случаях, когда в договорах предусматривается обязательство продавца (и, возможно, его группы) отказаться от последующей конкуренции с объектом приобретения и с его покупателем на рынке, на котором объект приобретения осуществляет свою деятельность или, когда в договорах предусматриваются ограничения на последующее приобретение акций/долей участия конкурирующих предприятий;
- сделки, связанные с дистрибуцией товаров, в которых дистрибьютор (т.е. за исключением к примеру, договоров франчайзинга и лицензионных соглашений) не имеет право в течение срока действия дистрибьюторского соглашения заключать договоры с любыми иными лицами и компаниями о сбыте или дистрибуции аналогичной или взаимозаменяемой продукции в пределах конкретной территории, которая прямо или косвенно конкурирует с продукцией производителя/поставщика.
Несмотря на возможную коммерческую целесообразность такой договоренности и обоснованность «положения об отказе от конкуренции» с практической точки зрения, существуют правовые риски, связанные с их применением и, соответственно, достижением поставленных целей.
Казахстанская практика
В соответствии с законодательством Казахстана, договоры содержащие соответствующие «положения об отказе от конкуренции» могут рассматриваться как «антиконкурентные соглашения». Например, ст. 169 Предпринимательского кодекса Казахстана (далее - «Кодекс») запрещает и признает недействительными (в полном объеме или частично) достигнутые в любой форме соглашения между субъектами рынка, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе касающиеся:
- ограничения доступа на товарный рынок или устранение с него других субъектов рынка в качестве продавцов (поставщиков) определенных товаров или их покупателей;
- заключение договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота, не касаются предмета этих договоров.
В тоже время, соглашения (как указано в примерах выше) между конкурирующими компаниями, которые устанавливают определенные ограничения или запреты для одной стороны или сторон в рамках совместного предприятия или договора о совместной детальности (к примеру ограничения на продажу тех же товаров, которые производятся сторонами, объектом приобретения или совместным предприятием в пределах определенной территории или в отношении определенных товаров и т.д) могут быть признаны в качестве «картельного соглашения», если приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров или составу продавцов, или покупателей (заказчиков).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 169 Кодекса, запреты, установленные в рамках достигнутых в любой форме соглашений между субъектами рынка, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, не распространяются на соглашения, если:
- соглашения заключены между субъектами рынка, в котором доля субъекта (субъектов) рынка на одном из рассматриваемых товарных рынков не превышает 20%;
- соглашения связаны с комплексной предпринимательской лицензией (договоры франчайзинга);
- соглашения совершаются между субъектами рынка, входящими в одну группу лиц (напр., в одну группу компаний);
- соглашения связаны с передачей прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица.
- соглашения, которые не ограничивают других субъектов рынка в их деятельности, не ограничивают конкуренцию и которые (а) содействуют совершенствованию производства (реализации) товаров или стимулированию технического (экономического) прогресса либо повышению конкурентоспособности производимых товаров производства сторон на мировом товарном рынке, и в результате которых (б) потребители получают соразмерную часть преимуществ (выгод).
К сожалению, в существующей практике казахстанского антимонопольного органа нет определенного подхода и/или опубликованных рекомендации в отношении «положения об отказе от конкуренции». Нам также неизвестны какие-либо практические примеры, когда компании в какой-либо отрасли открыто и без рисков реализовали «положения об отказе от конкуренции» в соглашениях между ними.
В дополнение, «положения об отказе от конкуренции» могут также рассматриваться как нарушение свободы предпринимательской деятельности. Так, согласно ст. 10 Гражданского кодекса Казахстана, участники рынка имеют право на ведение предпринимательской деятельности без каких-либо ограничений, кроме тех видов деятельности, в отношении которых необходимо получение каких-либо разрешений либо направление уведомлений. Государственные гарантии свободы частной предпринимательской деятельности обеспечивают ее защиту и поддержку.
Российская практика
Практика применения «положения об отказе от конкуренции» в России находится в более активной стадии развития. Вместе с тем, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) Росси пока занимает достаточно консервативную позицию в этом вопросе. К примеру, ФАС, в соответствии с Федеральным законом РФ «О защите конкуренции», в целом признает такие положения в качестве:
- раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров или составу продавцов или покупателей (заказчиков); и (или)
- создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
В этой связи, соглашения хозяйствующих субъектов, которые содержат «положения об отказе от конкуренции» не являются положениями (обязательствами) бесспорного и принудительного исполнения, так как приводят или могут привести к вышеуказанным последствиям.
Практика Европейского союза
Согласно праву ЕС, в частности в сделках M&A, «положения об отказе от конкуренции» в целом являются допустимым, если наличие таких положений (и соответствующих обязательств по ним) необходимо для совершения сделки (соответствующей своим целям) и оправданно, т.е. они ограничены: (а) предметом (например, если осуществляется передача объектов интеллектуальной собственности, а не, например, материальных активов (земля, здание или оборудование), (б) по времени (например, 2-3 года), (c) территорией (например, ограничения в рамках территории, на которой действует объект приобретения на момент осуществления сделки), (д) товарами (например, запреты могут устанавливаться только в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых на момент осуществления сделки) и т.д (Commission Notice on restrictions directly related and necessary to concentrations) No. 2005/С56/03//Official Journal of the European Union. 5.3.2005). Регулирование этого вопроса в ЕС, на наш взгляд, лучше отражает потребности бизнеса и позволяет участникам предпринимательской деятельности достигать своих целей, не нарушая законодательство о конкуренции.
Подводя итоги, можно сказать, что включение «положения об отказе от конкуренции», при отсутствии однозначно применимых исключений, несет в себе определенные риски в соответствии с законодательством Казахстана. Вместе с тем, при применении указанных исключений для снижения возможных рисков, следует учитывать, что исключения применяется в каждом конкретном случае на индивидуальной основе (т.е. некоторые исключения, как было указано, не применяются к некоторым видам антиконкурентных соглашений). Поэтому в зависимости от конкретной ситуации/сделки, исключения могут быть недостаточными для исключения всех рисков. В каждой конкретной сделке, должны быть приняты во внимание все обстоятельства дела и проведен всесторонний правовой анализ. В свою очередь более прогрессивная практика ЕС может рассматриваться в качестве ориентира для дальнейшего развития казахстанского регулирования.
Источник forbes.kz