В соседнем Кыргызстане все более и более жесткий характер принимает противостояние между бывшим и нынешним президентами. Речь идет о конфликте между Алмазбеком Атамбаевым и Сооронбаем Жээнбековым, который продолжается с зимы 2018 года. И сейчас не известно, чем он завершится.
Сооронбай Жээнбеков и Алмазбек Атамбаев.
Сайт Radio Азаттык опубликовал статью под названием «Ирина Карамушкина: Примирения Атамбаева и Жээнбекова не будет».
В ней говорится так: «Депутат Жогорку Кенеша Ирина Карамушкина считает примирение бывшего президента Алмазбека Атамбаева и действующего президента Сооронбая Жээнбекова невозможным. Об этом она написала на своей странице в социальной сети Facebook.
В этой связи возникает вопрос о мере защищенности ушедших в отставку президентов в условиях действия правил демократической сменяемости лидеров. И он актуален не только для Кыргызстана.
Издание American Enterprise Institute 9 октября прошлого года опубликовало материал под названием «South Korea’s troubling history of jailing ex-presidents» — «Тревожная история отправленных в тюрьму президентов Южной Кореи»
В нем излагается следующее: «Половина всех бывших президентов Южной Кореи сейчас находится в тюрьме.
5 октября 2018 года бывший президент Ли Мен Бак был приговорен к 15 годам за растрату 24,6 миллиарда вон (примерно $22 миллиона). Ли присоединится к своей преемнице, опальному экс-президенту Пак Кын Хе, которая в прошлом году начала отбывать 25-летний тюремный срок, будучи осужденной по ряду обвинений в коррупции. Длительные тюремные сроки, к которым приговорены Ли и Пак, могут показаться поразительными в условиях устоявшейся демократии. Но реальность такова, что эти приговоры — не аномальные явления. Они, скорее, свидетельствуют о том, насколько же слабыми остаются скрепы демократии, на которых держится эта страна.
И хотя Южная Корея превратилась в одну из наиболее стабильных демократий в Восточной Азии, судьбы ее бывших президентов оказываются безрадостными».
И вот что примечательно. Конституция Республики Корея была принята 17 июля 1948 года, то есть еще до начала опустошительной трехлетней войны между Севером и Югом, в которую оказались втянутыми великие державы. И она была пересмотрена в последний раз в 1987 году. То есть конституционный строй в стране не менялся. Но демократические нормы поступательным образом укреплялись. Соответственно, менялись взгляды общества по вопросу о том, насколько это правильно – предавать суду тех, кто руководил страной и олицетворял ее на международном уровне. С течением времени общественное мнение там все больше и больше склоняется к той позиции, что никто не может и не должен быть прощен в случае совершения противоправных действий.
Отсюда напрашиваются такие выводы: во-первых, в условиях действительно победившей (а не показной) демократии даже лидеры (бывшие или настоящие) не бывают неподсудными; во-вторых, в молодых демократиях назначаемые таким руководителям за нарушения правовых норм наказания оказываются чересчур суровыми.
Какие уроки из вышеприведенных случаев следовало бы извлечь Казахстану? До Южной Кореи нам, конечно, далеко. А вот Кыргызстан во многом схож с Казахстаном. Просто здесь лакуны, возникающие вследствие абсолютного такого же, по общей характеристике, государственного управления, какое есть в соседней самой родственной нам стране, удается закрывать или, если угодно, затыкать обильными финансовыми поступлениями от экспорта нефти и других видов сырья, а также займами, даваемыми под ее природные богатства. Так что не надо обольщаться, думая, что Казахстан не стоит сравнивать с Кыргызстаном. Казахи абсолютно такие же, как и кыргызы. Следовательно, при сохранении нынешней тенденции Казахстан гарантированным образом должен повторить урок Кыргызстана. Как говорится, делайте выводы сам.
Источник zonakz.net