23 января в китайском городе Ухань властями был введен режим чрезвычайного положения. Было приостановлено движение всего общественного транспорта, а жителям города запретили появляться на улице без масок и порекомендовали без необходимости не выходить из своих домов. Столь строгие карантинные меры были введены после вспышки эпидемии неизвестного до этого времени коронавируса
В связи с введенным карантином и всеобщим вниманием к проблеме необходимо обратить внимание на то, что первые случаи заболевания новым вирусом были выявлены еще в середине декабря прошлого года. Заразившиеся покупали мясо диких животных на местном рынке. По мнению ученых, происхождение инфекции связано со змеями. Однако другие специалисты подвергают сомнению такую теорию, заявляя о невозможности передачи змеиного вируса между людьми.
До последнего времени это были единичные случаи, массовыми они стали лишь к середине января. Основная причина – повышение мобильности китайцев перед Праздником весны. В этом году он наступил в ночь с 24 на 25 января, поэтому объявление карантина за день до праздника было ожидаемым. Это - главный традиционный праздник, во время которого китайцы обычно возвращаются на свою малую родину, где встречаются с близкими родственниками. 10 января начался период «чуньюнь», в это время наблюдается пик нагрузки на все транспортные сети. Только за первый день периода пассажиропоток достиг 69 млн человек.
В современном Китае степень мобильности китайцев достаточно велика. Так, по данным компании Tencent (мессенджер Wechat), люди, побывавшие на злосчастном уханьском рынке, в течение недели оказались практически во всех крупных городах Китая. Поэтому изоляция города была вопросом времени.
В отличие от предыдущих эпидемий (в 2002 атипичная пневмония, в 2009 свиной грипп, в 2013 птичий грипп) китайские власти не стали скрывать масштаб эпидемии, что в любом случае в век социальных сетей невозможно. Поэтому было принято решение о закрытии города, а впоследствии и всех крупных городов провинции Хубэй, столицей которой является Ухань.
Главной проблемой в данной ситуации является центральное расположение Уханя: город находится в долине реки Янцзы в самом центре страны, на пересечении автодорожных и железнодорожных путей из южных провинций (динамичный Гуандун) на север (долина Хуанхэ и столица Пекин), и с востока (густозаселенная Сычуань) на запад (дельта реки Янцзы с финансовым центром Шанхаем). Такое местоположение приводит как к опасности заражения больших территорий, так и к транспортному коллапсу в случае закрытия столь важного транспортного узла.
Транспортный коллапс при изоляции Уханя был неизбежен даже в обычное время, а в период Праздника весны масштаб проблемы многократно возрастет. И уже сейчас очевидно, что первым следствием будет первое за многие десятилетия статистических наблюдений падение пассажирских перевозок внутри страны. Учитывая, что это время является «золотым» для китайских транспортных компаний, в первую очередь операторов высокоскоростных железнодорожных линий, можно ожидать многомиллиардных финансовых потерь.
Другим неожиданным пострадавшим от карантина станет туристическая индустрия. Причем речь идет не об отдельных странах, а о мире в целом. Начиная с туристической сферы в самом Китае, на которую приходится около 11% ВВП страны, и заканчивая популярными среди китайцев странами Юго-Восточной Азии, Европы и США.
В 2018 китайские туристы совершили 149 млн поездок, потратив за рубежом $130 млрд. И значительная часть этих средств была потрачена в период новогодних каникул. По размерам трат с этим периодом может сравниться только вторая «золотая неделя» - праздничные каникулы ко Дню образования КНР (1 октября).
Учитывая очень короткие (1-2 недели) отпуска, альтернативного времени для путешествий у китайцев практически нет. Поэтому следует ожидать падения доходов туристической сферы на всех основных направлениях китайского турпотока.
С этой точки зрения опасаться Казахстану за свою туристическую индустрию не стоит – турпоток из Китая незначителен. После проведения ЭКСПО-2017, когда страну посетило 95 тыс. китайских туристов, Китай в 2018 не вошел даже в первую пятерку стран, а количество туристов сократилось до 51 тыс.
Конечно, в последние годы вырос транзитный поток летящих в Европу китайцев, и сложностей стоит ожидать только в этом сегменте перевозок.
Впрочем, основания для беспокойства невелики – Всемирная организация здравоохранения отказалась считать вспышку коронавируса в Ухане глобальной чрезвычайной ситуацией. Радикальные действия китайских властей вызваны желанием предупредить увеличение масштабов инфекции.
По мнению китайских ученых, эпидемия продлится до марта, по самым пессимистичным прогнозам до мая. Пока количество заболевших не превышает показатели обычных эпидемий. Будет ли болезнь распространяться дальше – зависит от дальнейших действий китайских властей.
Автор Антон Бугаенко
Источник forbes.kz