Джон Райт, глава Брэдфордского института исследований в области здравоохранения, говорит, что пациенты, у которых инфекция прошла уже несколько месяцев назад, не могут вернуться к нормальной жизни. В организме произошли непонятные врачам изменения.

BBC News на регулярной основе публикует результаты наблюдений доктора Джона Райта из Королевского лазарета Брэдфорда (BRI). Райт — практикующий профессор медицины, возглавляет местный институт исследований и является ветераном борьбы с эпидемиями холеры, ВИЧ и Эболы в странах Африки.

«Спустя четыре месяца после начала пандемии врачи все еще изучают новую болезнь. До появления базы фундаментальных знаний о новом коронавирусе еще далеко.

Последним сюрпризом для нас стало, что симптомы болезни у людей, излечившихся несколько месяцев назад, стали неотъемлемой частью их жизни», — пишет доктор в одной из своих публикаций под общим названием «Дневник врача».

Мы только предполагаем

Мы так мало знаем об этом вирусе. Сначала думали, что это респираторное заболевание. Но оказалось, что оно затрагивает почти каждый орган. Мы использовали инвазивную вентиляцию и ОИТ, но выяснилось, что ранняя неинвазивная вентиляция с кислородом метод более эффективный.

Мы предполагали, аплодируя нашим излечившимся пациентам, что больше не увидим их в своих палатах. Однако старый враг стал новым.

Мы все больше узнаем о долгосрочном наследии переболевших. Не только тех, кто находился в больнице, но и тех, у кого болезнь протекала в слабой форме и кто самостоятельно лечился дома.

Они стали страдать от рецидивов и постоянных не проходящих симптомов. Люди, у которых инфекция была уже несколько месяцев назад, не могут вернуться к прежней жизни.

Из исследований пациентов, у которых был Sars — один из семейства коронавирусов — еще в эпидемии 2003 года, мы знаем, что почти половина выживших страдала от хронической усталости или других симптомов. Поэтому неудивительно, что его хитрый потомок Sars-CoV2 имеет аналогичное наследство.

Не могу нормально дышать

Мы получаем все больше отчаянных писем от пациентов и врачей общей практики с просьбой о помощи. Некоторые все еще страдают от первоначальных симптомов — болей в груди и одышки. У других появляются новые симптомы — головные боли, потеря памяти и проблемы со зрением. У многих депрессия и беспокойство. Большинство из них испытывают хроническую усталость.

Вот что пишет врач Амира Валли. Первые симптомы у нее были довольно мягкими — головная боль, боль в горле, небольшие скачки температуры. Они продолжались неделю, затем затруднилось дыхание. Излечение она отпраздновала три месяца назад. Но одышка осталась.

«Врагом номер один для меня стала лестница. Мой сердечный ритм поднимется до 140 после того, как я поднимаюсь по ступенькам. На прошлой неделе не могла заснуть, перехватывало дыхание. И это состояние периодически возвращается, от этого я очень устала».

Рентгенография грудной клетки у нее нормальная, но что-то не так, и мы постараемся выяснить, что это такое.

Мозг отказывается сохранять информацию

Физиотерапевт Молли Уильямс вызвалась работать в палатах с ковид-больными. И подобно Амире, почти наверняка подхватила вирус на работе. Став элитной гимнасткой в подростковом возрасте, сейчас она входит в число 20 лучших спортсменов CrossFit Великобритании. Но она тоже испытывает одышку и так же, как Амира, вылечилась три месяца назад.

«У меня частота сердечных сокращений в покое составляла 50, а сейчас около 90», — делится она. — Даже при разговоре у меня перехватывает дыхание, сильная мышечная усталость в ногах, а при ходьбе мой пульс увеличивается до 133 с лишним».

Молли говорит, что стала подвержена неожиданным приступам депрессии, буквально до слез. Она чаще находится в «подавленном, расстроенном состоянии». Кроме того, возникли проблемы и с памятью.

«Я забываю некоторые вещи. Повторяю несколько раз, чтобы не забыть, но информация не сохраняется. Стала забывать слова. Мне пришлось завести блокнот, чтобы все записывать на всякий случай», — говорит она.

Как пишет Райт, самое страшное, мы не понимаем что происходит. Не понимаем, почему у этих пациентов такие долговременные проблемы со здоровьем

Вполне возможно, что вирус сохраняется в каких-то резервуарах в организме, не реагирующих на тесты и лекарства. Именно поэтому наблюдаются постоянные симптомы. С похожим эффектом мы сталкивались во время эпидемии Эболы.

Некоторые из наших пациентов имеют положительный результат на вирус через несколько недель после заражения и курса лечения. Вероятно, это связано с антигенным тестированием, выявляющим остаточные фрагменты вирусной РНК. Если это так, то эти фрагменты РНК могут вызывать длительный иммунный ответ, который объясняет постоянные симптомы.

Но более вероятно, что это длительный и преувеличенный иммунный ответ организма на исходную инфекцию. И это дополнительный ущерб помимо уже нанесенного легким и другим органам.

Делать нужно уже сейчас

Наша задача как врачей и исследователей состоит в том, чтобы узнать больше о причинах этих долгосрочных эффектов. Затем разработать методы лечения, которые помогут пациентам с аналогичной поствирусной хронической усталостью.

Сейчас это заброшенная область исследований, потому что найти ответы очень сложно. Однако Covid-19 стал невероятным катализатором для науки и открытий в области вирусологии. Мы должны наблюдать выживших при Covid в течение длительного времени. Это поможет нам понять не только сам вирус, но и другие, пока неизвестные, с которыми мы можем столкнуться в дальнейшем.

С мнением Райта согласен его коллега, глава отделения эпидемиологии университета Стэнли, профессор Карл Готич. В комментариях для CNN он отметил, что вплотную заниматься исследованием посткоронавирусных синдромов надо уже сейчас.

«Без массовых исследований по всему миру достаточно сложно сказать, какими последствиями может обернуться эта пандемия. Сейчас не берусь даже предположить, как скажется на последующих поколениях последствия болезни, если окажется, что вирус внедряется в клетки организма на генном уровне», — сказал он.

Источник  365info.kz