Почему вакцинация — единственный способ вернуться к прежней жизни, объясняет президент Академии профилактической медицины Арман Шарман.
«Вакцинация – это единственный путь эффективной борьбы с пандемией; она позволит нам в какой-то степени вернуться к прежней жизни», - уверен вирусолог, профессор медицины, член Американской ассоциации здравоохранения Алмаз Шарман. Своим примером этот постулат доказал Израиль — после того как там две дозы получили 53% населения, в стране закрыли все (!) ковидные отделения в больницах.
Однако остальному миру ещё рано расслабляться. Во-первых, эпицентр пандемии сместился в развивающиеся и бедные страны, такие как Индия, где фактически сегодня заражается по миллиону человек в день (официально — более 300 тыс. в день), а это способствует появлению всё новых мутаций вируса.
Во-вторых, COVID-19 помолодел. «Если раньше коронавирус в основном поражал лиц старшего возраста, то в последнее время заметно увеличилась доля заражения молодых людей. Отчасти это связано с тем, что в большинстве стран первоочередную вакцинацию проводят лицам старшего поколения. Однако возможны и биологические причины, связанные с мутацией коронавируса», - отметил Шарман.
В-третьих, клиническое течение COVID-19 становится всё более непредсказуемым. Что это означает? У значительного числа пациентов болезнь может приобретать затяжной волнообразный характер. «После незначительных симптомов в начале заболевания может наблюдаться некоторое улучшение, но затем наступить значительное ухудшение самочувствия, - предупреждает профессор. - Особую настороженность следует соблюдать в период с 5-го по 10-й дни с начала появления первых симптомов болезни. В это время чаще отмечаются нарушения дыхания, особенно среди пожилых людей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями, такими как диабет, ожирение и гипертония. У тех, кто помоложе и не страдает хроническими нарушениями, ухудшение может наступить несколько позже – на 10–12-й день».
Чтобы не пропустить ухудшения, можно делать простой тест, советует Алмаз Шарман: вдохнуть и постараться не дышать в течение 20 секунд. «Если дыхание не удается удержать в течение 8 секунд, то скорее всего уровень кислорода в крови не превышает 95%. Если дыхание невозможно удержать более 5 секунд, то уровень кислорода, вероятно, упал до критически низкого уровня менее 90%, требующего медицинского вмешательства», - объяснил он.
Еще одна отличительная черта ковида — его последствия, так называемый постковидный синдром. Это напасть проявляется в слабости, быстрой утомляемости, остаточном кашле, болях в груди, затруднении концентрации внимания, затуманенном сознании, депрессии. Также переболевшие страдают от головной, мышечной и суставной боли. Это не говоря уже о сыпи, выпадении волос, нарушениях обоняния и вкусовых ощущений.
Как сообщил Шарман, согласно исследованию состояния 73 тысяч пациентов, ранее переболевших COVID-19, «лица, перенесшие болезнь в легкой и умеренной степени, в последующие полгода на 20% чаще обращались за медицинской помощью, чем те, кто не болел коронавирусной инфекцией. Причем в 68% случаев обращений выявлялись новые заболевания, которые требовали участия узких специалистов-медиков». За полгода после острой фазы коронавирусной инфекции умерли на 60% пациентов, чем в контрольной группе — среди тех, кто не болел ковидом. Результаты этого исследования опубликованы в научном журнале Nature. При этом как лечить постковидный синдром, пока никто не знает.
«Известный иммунолог, профессор Йельского университета Акико Ивасаки указывает на две возможные причины затяжного течения COVID-19. Первая заключается в том, что в организме пациентов, перенесших инфекцию, длительное время сохраняются остатки вируса, которые продолжают вызывать многочисленные нарушения. За эту точку зрения может говорить то, что приблизительно у 40% больных с постковидным синдромом вакцинация против коронавируса существенно улучшала состояние, облегчая тяжесть затянувшихся симптомов», - назвал один из способов лечения Алмаз Шарман.
Очень часто медикам задают вопрос: нужно ли вакцинироваться тем, кто переболел COVID?
«При попадании в организм вирусов иммунная система начинает бороться с ними с помощью антител, а также клеток, которые занимаются их поиском и распознаванием. После того как человек переболел, иммунные клетки запоминают вирус и «сидят в засаде», поджидая очередного вторжения — поэтому их и называют клетками памяти. Уровень антител в крови может снижаться, но клетки памяти остаются наготове. В этом смысл иммунной защиты. Она может сформироваться в результате перенесенной инфекции или в результате вакцинации», - объяснил доктор Шарман на своем YouTube-канале.
Тем, кто переболел КВИ с выраженными симптомами, может и не понадобиться вакцинация, поскольку у них уже образовались клетки памяти. Тем же, кто переболел в легкой форме, лучше провакцинироваться, потому что иммунитет у них скорее всего выработался в недостаточной степени, а вакцинация могла бы в сотни раз усилить иммунную защиту, отметил спикер. «Первая доза вакцины подействует на них, как если бы вводили вторую дозу», - добавил он.
Ученые Калифорнийского института иммунологии выяснили, что иммунные клетки могут распознавать даже те вирусы, с которыми они никогда ранее не сталкивались, особенно «родственные» - например, семейства коронавирусов, которых насчитывается сотни. Иммунные клетки распознают не отдельные фрагменты вирусного белка, а в целом его «изображение» - как в современных системах распознавания лиц.
«То есть те, кто даже несколько лет назад переболел простудой, вызванной безобидным видом коронавируса, легче перенесут COVID-19 — у них уже имеется перекрестная иммунная защита, - ответил профессор на ещё один популярный вопрос, почему некоторые люди легко переносят коронавирусную инфекцию. - Это больше касается детей, которые чаще болеют простудами. Кроме того, это дает надежду на создание универсальной вакцины против всех видов коронавируса».
Коронавирусы были впервые обнаружены в 1965 году, то есть лишь полвека назад, и оказалось, что из сотен видов пока только семь могут оказаться болезнетворными для человека. Они долгое время не привлекали внимания, но ситуация изменилась в 2002 и в 2012 годах, когда человечество столкнулось с коронавирусами SARS и MERS, вызвавшими смертоносные эпидемии в Юго-Восточной Азии, напомнил Шарман.
«Предполагается, что одна из разновидностей коронавируса была причиной пандемии так называемого русского гриппа 1889 года. Тогда, 130 лет назад, от него погибло около миллиона человек. Это была последняя масштабная эпидемия XIX века. Ученые считают, что коронавирус, вызвавший ту пандемию, впоследствии ослаб, превратившись в возбудителя обычной детской простуды. Ожидается, то то же самое может произойти и с нынешним коронавирусом, и COVID-19 постепенно превратится в безобидную сезонную инфекцию», - рассказал вирусолог.
Но единственный путь, которым можно ускорить завершение нынешней пандемии — это масштабная и ускоренная вакцинация, повторяет Шарман. «Хоть и не полностью, но вакцины способны защищать и от мутантов коронавируса. Чем быстрее мы провакцинируемся, тем меньше шансов дадим коронавирусу превращаться в опасные мутанты. Он будет вынужден отступить», - сделал он вывод.
Источник forbes.kz