Неисправность может обернуться как штрафом, так и ДТП.
Неисправность может обернуться как штрафом, так и ДТП.
Торможение автомобиля должно сопровождаться включёнными стоп-сигналами на задней части ради безопасности вслед идущих машин. Об этом, на минуточку, думали ещё в начале XIX века, когда и ламп-то не было — на экипажах использовали жестяные флажки.
Однако многие современные водители, видимо, относятся к исправности стоп-сигналов поверхностно, учитывая, что всё чаще торможение соседней в потоке машины опознаётся по стремительному приближению её кормы, а стопы при этом не подают признаков жизни. Причём ни один из двух или трёх возможных. Таких машин я встречаю в день как минимум две по дороге на работу и обратно. При данном раскладе даже соблюдение дистанции и внимательность не гарантируют, что водитель «не подровняет» чей-нибудь задок.
Получается, что копеечная лампочка, неисправность которой автомобилист не заметил или же поленился устранить, может обернуться ремонтом стоимостью от нескольких десятков до сотен тысяч тенге, да и уймой потраченного времени, нервов и потенциально здоровья.
Проверьте свои стоп-сигналы!
Дело нескольких секунд! Достаточно нажать на педаль тормоза и попросить пассажира посмотреть на задние фонари. Если помочь некому, положить на тормоза что-нибудь тяжёлое и удостовериться самому. Чаще проверять исправность светотехники необходимо владельцам действительно старых автомобилей. Может, дело не только в лампе, а в окислившихся контактах или неисправности проводки.
К сожалению, далеко не все даже современные автомобили оборудованы системой контроля исправности ламп, но функция не нова, т. к. встречается и на машинах из 80-х. Не пренебрегайте сообщением бортовых систем о неисправности. На панели предусмотрена отдельная индикация, зачастую в виде лампочки с восклицательным знаком внутри, или специальное сообщение в меню бортового компьютера.
Стоп-сигнал не горит. Что делать?
Наиболее вероятная причина негорящих стоп-сигналов — лампочки. Для их замены обычно не нужны ни особые навыки, ни специальные инструменты. Достаточно отщёлкнуть либо открутить отвёрткой или ключом фонарь, вывернуть патрон и заменить перегоревшую лампу. Подробную инструкцию всегда можно найти в руководстве пользователя.
Желательно держать в автомобиле пару-тройку запасных ламп для стоп-сигналов, габаритов и поворотников.
Если лампы в порядке, а стоп-сигналы всё равно не горят, то проверьте, не окислились ли контакты внутри патрона. Очистить металл от образовавшейся бело-зелёной «шубы» поможет обычная абразивная шкурка.
Возможно, дело в перегоревшем предохранителе. Откройте блок, найдите расположение предохранителя и проверьте, жив ли он. Схема и обозначение обычно размещены на крышке блока или на стикере рядом.
Если проблема не решилась, поезжайте на СТО. Где-то мог оборваться провод или неисправна сама кнопка включения под педалью.
Отметим, куда сложнее обстоят дела с обслуживанием стоп-сигналов у владельцев автомобилей с LED-источниками. Если обычную лампочку продадут почти на любой заправке, а установить её можно даже посреди степи, то с перегоревшим блоком светодиодов придётся обращаться в сервис, и меняется фонарь целиком. Стоимость новой детали, естественно, куда выше, чем у простой лампы. Срок службы, впрочем, тоже.
Каков штраф за негорящие стоп-сигналы?
Отказавшие стоп-сигналы входят в перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Согласно пункту 3.3, ездить на автомобиле нельзя, если не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели. По части 5 статьи 590 КОАП РК за это грозит наказание в размере 5 МРП (14 585 тенге в 2021 году).
Только вот полиция у нас за этим нарушением не смотрит. Если вас останавливали за неработающий стоп, поделитесь опытом в комментариях, где это было и чем закончилось.
Стробоскопы, или мерцающие стопы, — это законно?
Опасность на дороге сегодня представляют не только неисправные стоп-сигналы, но и некоторые вариации работающих. Речь о замене стандартных ламп на чересчур яркие мерцающие светодиоды. Каждая их вспышка способна ослепить подобно дальним светом ночью, не говоря уже о том, что они отвлекают от дороги и раздражают своим миганием в пробках.
Мигающие стоп-сигналы в своей оптике применяют некоторые автопроизводители, однако в таком режиме они работают только при аварийном торможении (система ESS), а в штатных случаях горят непрерывно. К тому же заводская система испытана и соответствует требованиям конструкции транспортного средства.
Самовольная установка мигающих стопов незаконна и считается переоборудованием. Согласно пункту 3.3 приложения № 8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», никакой огонь не должен быть мигающим, за исключением огней указателей поворота, огней аварийной сигнализации, огней аварийного сигнала торможения и боковых габаритных огней авто жёлтого цвета, применяемых совместно с указателями поворота.
В ПДД РК пункт 3.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, гласит, что ездить на автомобиле нельзя, если количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции.
За такое переоборудование полицейские вправе наказать согласно пункту 7 статьи 590, влекущему штраф в размере 15 МРП (43 715 тенге), а также пункту 3 статьи 797 КОАП РК, который предусматривает изъятие госномеров.
А это ещё один вариант тюнинга стоп-сигналов. Красная полоса на асфальте явно намекает, что следует держать дистанцию
Автор Виктор Сухоруков
Источник kolesa.kz