В мире существуют компании, которые зарабатывают на срочной эвакуации (например в случае, если вы в поездке заболели коронавирусом) из любого уголка мира на спецтранспорте. Услуга стоит довольно дорого, но страховой пакет можно купить всего за $99. Бизнес таких компаний сейчас процветает, но и после пандемии они не боятся разориться — за определенную плату они готовы вывозить клиентов из зон гражданских конфликтов, стихийных бедствий, а также вызволять из пиратского плена.

Трудности эвакуации россиян с Бали

Однажды в Мексике

Основатель и исполнительный директор компании HRI Росс Томпсон в 2020 году работал в офисе в Мехико и заболел коронавирусом. В качестве медицинских услуг в Мексике предприниматель был не уверен и начал искать сервис, который помог бы ему с эвакуацией в США.

Томпсон не понаслышке знает, насколько тяжело вызволять людей из экстренных ситуаций. Он неоднократно организовывал спасение клиентов из плена, выкупал заложников, вывозил туристов из стран с массовыми и продолжительными гражданскими конфликтами и войнами. Его компания HRI занималась этим с помощью ветеранов военных спецопераций, бывших сотрудников разведки и правоохранительных органов. Обычно HRI не афиширует свои успехи и то, какой ценой обходится возвращение клиентов на родину, гарантируя полную конфиденциальность. Локацию для офиса HRI выбрала не случайно. Согласно материалам ElMundo, Мексика с 2010 года лидировала в мире по количеству похищений с целью получения выкупа.

Когда Томпсон заболел, воспользоваться услугами обычных авиакомпаний или наземным транспортом, пересекающем мексикано-американской границу он не мог. Единственный возможный вариант — это рейс для медицинской репатриации. В Мексике такого не нашлось и пришлось лечиться в чужой стране. Выздоровев, Томпсон решил организовать новый бизнес, который бы помог гражданам любой страны, оказавшимся на чужбине, вернуться на родину. Так появилась компания Covac Global, которая оказывает услуги медицинской эвакуации.

Бизнес фирмы построен на сотрудничестве с перестраховочной компанией из Великобритании Lloyd's CJ Coleman. Благодаря этому Covac Global не платит полную стоимость репатриации своих клиентов. Фирма также не располагает собственным авиапарком. Вместо этого компания нанимает медицинские организации с собственным автомобильным и авиационным парком или чартерные авиакомпании с медицинскими разрешениями по всему миру.

Кроме того, компания оплачивает комиссию для агентов за привлечение клиентов. В первый год сотрудничества размер выплаты составляет 20%, а в последующие — 10%. Помимо медицинской помощи, Covac Global оказывает и услуги из перечня HRI (сайт последней не открывается как минимум с июля 2021 года).

Спасти больного риелтора

Генеральный директор инвестиционной компании в сфере недвижимости MC Companies Кен МакЭлрой в июле заключил успешную сделку в Майами. Это событие он решил отметить поездкой в Белиз с невестой Дэнил Андервуд. Перед поездкой оба предусмотрительно сделали прививку от коронавируса, но СМИ уже тогда сообщали о возможности заразиться коронавирусом и после вакцинации, Дэнил настояла на том, чтобы купить членство в Covac Global.

Эта предосторожность не была излишней — через полторы недели Кен начал чувствовать усталость, а Дэнил — кашлять. ПЦР-тест на коронавирус показал положительный результат. Пару поместили в карантинный блок в отеле и сделали в паспортах пометку о том, что они заражены. С такой пометкой запрещено покидать страну даже на частном самолете или вертолете. А вот на сертифицированном самолете санитарной авиации с медиками на борту — можно.

Оказавшись в изоляции, Кен связался с Covac Global и через 24 часа туристов доставили домой — сначала на вертолете бизнес-класса Learjet до ближайшего аэропорта в США, а затем бортом санитарной авиации, где их сопровождали два медработника. Эта и другие похожие истории довольных клиентов Covac Global опубликованы на сайте компании.

Если бы Кен МакЭлрой не купил заблаговременно членство в клубе, такая экстренная доставка до дома могла бы обойтись ему в сотни тысяч долларов. И тем не менее, как говорит генеральный директор Covac Global Росс Томпсон, в большинстве случаев они эвакуируют людей, которые не являются участниками их программы и платят полную стоимость. «К сожалению, — сказал он в интервью CNBC, — Наш бизнес процветает».

В прошлом году многие ощутили сложности перемещений во время локдаунов и пандемии. Страдали и туристы, которые оставались без денег в ожидании вывозных рейсов, и бизнесмены, у которых из-за ограничений в передвижениях возникли проблемы с налогами. Компании, подобные Covac Global, взялись за решение этой проблемы, правда, доступно оно не всем.

Роскошь медицинского передвижения

Росс Томпсон оценивает самостоятельную оплату медицинской эвакуации из одной страны в другую в десятки тысяч долларов. По его подсчетам, медицинский авиарейс — с оборудованием и медиками — из Сингапура в Нью-Йорк обойдется примерно в $300 000.

В свою очередь минимальная стоимость членства в Covac Global в несколько сотен раз ниже, чем полная стоимость экстренного вывоза. Начальная цена участия в программе Covac Global — $675 за 15 дней путешествия. Полис можно активировать незадолго до поездки в любое время. Сумма покрытия — $1 млн на человека. Компания берет на себя всю логистику — от предоставления машины скорой помощи до доставки санавиацией в страну или регион проживания.

«Коммерческим авиарейсом или частным самолетом туристов с подтвержденным COVID-19 доставить домой невозможно. Такие услуги могут оказать только сертифицированные машины скорой помощи и санавиации, укомплектованные медицинскими бригадами», — рассказал Томпсон.

По статистике компании, 70% эвакуаций приходится на тех, кто не купил участие в программе и платят полную стоимость возвращения домой. В основном, это туристы, застрявшие на Багамах, в Мексике, Южной Африке и Дубаях. В этих странах обращаться в местные медицинские учреждения клиенты компании не рискуют. Для экономии многие туристы просят организовать перелет из страны пребывания в ближайший город на родине, отметил Томпсон. Уже затем туристы либо обращаются в ближайший госпиталь, либо заказывают машину до дома с сопровождающими врачами.

Главное условие для медицинской эвакуации — хотя бы один симптом коронавируса и положительный результат ПЦР-теста. При этом, путешественников с тяжелой формой коронавируса и тех, кому по прибытию требуется срочная госпитализация, вывозить все же не берутся даже санитарными бортами.

С 15 июля 2021 года продукт Covac Global доступен гражданам любой страны, за исключением Франции. Активнее всего услугами пользуются европейцы, особенно — путешественники из Великобритании в Испанию. Порядка 60% клиентов Covac Global сделали прививку от коронавируса, а 30-40% туристов вернулись домой с COVID-19. «В большинстве случаев заболевают непривитые дети у вакцинированных родителей», — рассказал Томпсон.

С учетом подготовки всех необходимых документов и согласования рейсов, эвакуация на родину клиента из любой страны мира, кроме Китая и Ирана, занимает около суток. На конец августа 2021 года ни один орган государственной власти в стране пребывания не отклонил запрос об эвакуации путешественника с COVID-19. «Обычно наших туристов отпускают с радостью. Властям не нужны сообщения в прессе о том, что где-то в больнице умирает иностранный турист», — поделился глава Covac Global.

Около 85% тех, кто обращается с запросом об эвакуации, возвращаются домой, остальные клиенты из-за тяжелой формы коронавируса или нетранспортабельности из-за возможных осложнений остаются на лечении в стране пребывания.

Конкурентный рынок

Отдельная категория клиентов, которым нужна медицинская эвакуация при коронавирусе — пассажиры круизных лайнеров. Правда, в стандартный членский пакет Covac Global такая услуга не входит — как объясняет Томпсон, компании это невыгодно, слишком высока вероятность страхового случая. Чаще всего, говорит он, заболевших пассажиров вывозят за полную стоимость, причем оплачивают это круизные компании. И делают это максимально скрытно, чтобы новости о заболевших не попали в прессу.

Правда, конкуренты Covac Global — Medjet и Global Rescue, включают в свои пакеты и эвакуацию с круизных лайнеров. Эти компании появились на рынке значительно раньше. Как и Covac Global, услуги компаний — это членство в программах медицинской эвакуации, а не страховые полисы.

«Страховкой наш продукт назвать нельзя. Мы оказываем помощь по факту, без запроса у туристов дополнительных справок и чеков. Наша компания поможет туристам, если те оказались в больнице в другой стране как минимум за 250 километров от дома», — рассказывал генеральный директор компании Medjet Майк Холлман в интервью Forbes.

Medjet работает на рынке США с 1991 года. Изначально компания предлагала санитарную авиацию только гражданам США и строила свою маркетинговую коммуникацию на том, что помогает клиентам получить более квалифицированную медицинскую помощь, чем в странах, где они путешествуют. У компании сейчас две программы — MedjetAssist и MedjetHorizon. Вторая, кроме медицинской эвакуации, включает помощь в выкупе заложников, эвакуацию из стран с гражданскими и военными конфликтами, политическими рисками, поиск пропавших без вести, при стихийных бедствиях и т.д.

«Пандемия нанесла удар по экономике многих стран. В итоге туристы становятся легкой добычей и предметом выкупа даже в тех странах, которые ранее считались относительно безопасными», — предостерегает Майк Холлман.

Сейчас услуги Medjet доступны гражданам США, Канады и Мексики. Стартовая стоимость участия в MedjetAssist — $99 за восемь дней путешествия, MedjetHorizon — от $184. Также членство в MedjetAssist и MedjetHorizon покрывает репатриацию останков.

Еще один конкурент Covac Global — это основанная в 2004 году компания Global Rescue. Членство в программе медпомощи доступно любому человеку вне зависимости от гражданства. Цены начинаются от $119. На эвакуацию можно рассчитывать, если расстояние от дома превышает 160 километров. Но Global Rescue спасает туристов только в медицинских случаях. При этом туристы могут заказать телемедицинские сервисы.

С февраля по начало апреля 2020 года Global Rescue выполнила порядка 500 операций по возвращению путешественников. Примерно 50% таких рейсов пришлось на конец марта.

Премиальный сервис и самовывоз для бедных

Если российские обеспеченные граждане хотят перед путешествием купить страховой продукт такого типа, то им, скорее всего придется обращаться к Covac Global и Global Rescue — на отечественном рынке у них практически нет аналогов.

По словам председателя Российской Ассоциации бизнес-туризма Вадима Зеленского, состоятельные российские путешественники предпочитают оформлять долгосрочные страховки в комплекте с программами премиального банковского сервиса. «Эти страховки покрывают множество рисков, в том числе затраты на лечение и репатриацию из-за коронавируса. Сценариев на российском рынке несколько. Это могут быть отдельные договоры со страховыми компаниями или включенные в стоимость обслуживания сервисы для владельцев премиальных платежных карт», — сказал он в комментарии для Forbes.

Например, в банке «Открытие» для премиум-клиентов есть сервис для выезжающих за рубеж с максимальным страховым покрытием в €466 000. По программе Private Banking страховая сумма на каждого застрахованного составляет €100 000. «Случаи заболеванием коронавирусом у аудитории Private Banking единичны, так как большинство клиентов соблюдает меры безопасности и делают на постоянной основе тесты ПЦР», — рассказали в пресс-службе банка.

В Райффайзенбанке полисы страхования путешествующих включают покрытие по всему миру. Не исключение — и инфицирование коронавирусной инфекцией. «Все программы предоставляются клиентам бесплатно при наличии карт соответствующей категории. Премиальные карты и страховки покрывают амбулаторные и стационарные расходы, медицинскую транспортировку, эвакуацию и репатриацию на сумму от €50 000 до €150 000», — рассказал руководитель направления некредитных продуктов банка Роман Карандин.

В Sber Private Banking во время пандемии клиенты стали чаще обращаться за именными официальными письмами о том, что их страховка покрывает случаи коронавируса, рассказала Евгения Тюрикова, глава Sber Private Banking.

В случае, если клиент не входит в сегмент «премиум», то страховку от риска он может оформить отдельно. «Наиболее востребованными стали краткосрочные программы со страховой суммой €35 000», — сообщила Елена Кошелева, директор проектов СберСтрахования.

Отдельно полис со включенными услугами репатриации можно приобрести за €79-189. «Как и премиум-клиенту, частному лицу, купившему страховку отдельно, мы предоставим санитарный самолет либо выкупим места в самолете для перевозки лежачих больных», — добавил Роман Карандин из Райффайзенбанка.

«Ингосстрах» включает в стоимость полиса оказание медицинской помощи при несчастном случае и внезапном заболевании, медико-транспортные и расходы на репатриацию и т.д. Правда, стоимость полиса при страховании от коронавируса, увеличивается на 15%. В неделю «Ингосстрах» фиксирует от пяти до семи случаев заболевания коронавирусом среди туристов с полисом. Санавиация задействуется примерно в десяти случаях ежегодно. По словам Максима Максимкина, начальника управления урегулирования убытков розничного бизнеса «Ингосстраха», максимальная выплата для клиента с коронавирусом составила €38 000. У путешественника, как сообщил представитель страховой компании, развилась тяжелая форма пневмонии на фоне коронавируса. Длительная госпитализация и последующий перелет из Европы в Россию потребовался по медицинским показаниям. «Стоимость перелета составила €32 000. Остальная сумма — это сопутствующие расходы, например, за транспортировку и сопровождение до аэропорта», — рассказал Максимкин.

В целом российские путешественники, заболевшие коронавирусом за рубежом, не часто обращаются в страховые компании, особенно за репатриацией. По статистике ERV, это происходит в трех случаях на 10 000 туристов, а случаи госпитализации единичны, так как у большинства туристов болезнь протекает в легкой форме.

Автор  Виталий Мосеев

Источник forbes.ru