Эксперт в сфере финансирования здравоохранения Али Нургожаев рассказал, почему казахстанцы не всегда могут получить медицинскую помощь.
Почти 14% опрошенных казахстанцев отметили, что не смогли воспользоваться услугами здравоохранения в период пандемии, сообщили аналитики Ranking.kz. Прежде всего, не стоит чересчур полагаться на приводимые цифры: далеко не всегда пациент может объективно оценить, нужна ли ему медицинская помощь, и если нужна, то какая.
Также следует отметить, что ограничения доступности медицинской помощи существуют во всех странах, включая страны-члены ОЭСР, а также на всех уровнях оказания помощи.
Это заблаговременная запись к участковому врачу и к профильным специалистам; очередь на функциональную, лучевую и прочую диагностику; ожидание плановой госпитализации, например, на замену суставов; квотирование новейших и дорогостоящих технологий (некоторые стенты, трансплантация, протонная терапия); бюджетные ограничения в области обеспечения орфанными препаратами и так далее.
Однако, всё это не отменяет существующих в Казахстане проблем с доступностью медицинской помощи. Можно назвать несколько причин.
Во-первых, и это единственный не зависящий от нас фактор, – географическая специфика: с затруднениями в отдалённых и труднодоступных районах сталкиваются также Канада, Австралия и другие протяжённые страны. Решения в этом направлении традиционны: развитие телемедицины и медицинской логистики.
Во-вторых, количественный и качественный кадровый дефицит – проблема долгосрочного характера, берущая начало в системе медицинского образования. Быстрых рецептов в области кадров не существует, вопрос должен быть акцентирован во всех соответствующих государственных документах.
В-третьих, текущее финансирование системы здравоохранения (то есть доходная часть ФСМС) как в части размеров тарифов, так и в части объёма услуг не позволяет обеспечить охват населения, близкий к полному.
В-четвёртых, капитальное финансирование также накладывает определённые ограничения на пропускную способность системы здравоохранения. Классический пример здесь – количество компьютерных томографов на миллион населения, во много раз отстающее от показателей РФ и в десятки раз – от, например, США и стран ОЭСР.
Из актуальных примеров пандемии – оснащённость системами медицинских газов, причём этот вопрос до сих пор далёк от решения. Однако государственные программы обещают нам стопроцентную укомплектованность организаций здравоохранения в соответствии со стандартом в ближайшие 3-4 года.
В-пятых, организация процессов и распределение ресурсов. Даже с учётом всех вышеперечисленных факторов, при надлежащей организации системы с фокусом на прозрачность, подотчётность, равенство и справедливость распределения благ и ресурсов можно добиться серьёзных улучшений доступности медицинской помощи.
Источник informburo.kz