Пандемия COVID-19 показала нам, что глобальное старение уже невозможно игнорировать.
Эта пандемия является первой, когда население мира в возрасте старше 65 лет превышает население в возрасте до пяти лет, а смертность, связанная с COVID-19, с возрастом резко возрастает.
Сочетание пандемии и этой новой демографической реальности обнажило разрыв в нашей глобальной архитектуре управления. На сегодняшний день не существует единого международного института, отвечающего за защиту прав и отстаивание интересов самой быстрорастущей возрастной группы в мире – лиц от 65 лет и старше. Этот институциональный пробел обусловил отсутствие единого глобального ответа на всемирную пандемию, которая непропорционально затрагивает эту группу населения. Непоследовательное внедрение вакцины является наиболее очевидным симптомом, однако существует множество других аспектов уязвимости. Например, в странах с низким уровнем дохода 46% людей в возрасте 65 лет и старше продолжают работать, и они редко являются приоритетом политики.
Другие группы населения не остались без внимания. Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) нацелен на удовлетворение потребностей и прав детей, Структура ООН по правам женщин продвигает гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин, Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения уделяет внимание вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, а Международная организация труда следит за соблюдением норм и условий труда рабочих. Отсутствует организация, которая уделяла бы особое внимание пожилому населению. Хотя пожилых людей косвенно охватывает Всеобщая декларация прав человека 1948 года, отсутствие конкретного внимания этой группе в сочетании с демографическими изменениями означает, что они составляют растущую долю наиболее уязвимых людей в мире.
Для того чтобы увидеть, какую пользу принесет создание такого института, занимающегося проблемами пожилых людей, необходимо посмотреть, что ЮНИСЕФ сделал для детей. С 1990 года уровень смертности детей в возрасте до пяти лет снизился почти на 60%. Несмотря на то что это обусловлено многочисленными факторами, информационно-пропагандистская деятельность ЮНИСЕФ, а также программы вакцинации и санитарии внесли значительный вклад в это кардинальное улучшение.
Причины нынешнего институционального разрыва носят исторический характер. Когда в 1940-е годы были созданы Организация Объединенных Наций и Всемирная организация здравоохранения, структура мирового населения была совершенно иной. В 1950 году детей в возрасте до 15 лет было примерно в семь раз больше, чем людей в возрасте 65 лет и старше. Но к 2050 году эти две возрастные группы будут примерно одинаковой величины – 1,5 миллиарда человек в возрасте 65 лет и старше – почти вдвое больше, чем количество детей, которые были живы на момент создания ООН и ВОЗ.
Для восполнения этого разрыва в глобальном управлении необходимы две инициативы: Конвенция ООН о правах пожилых людей (UNPOP), обеспечивающая основу для преодоления экономического и социального неравенства и уязвимости, и международное агентство, такое как Программа ООН для пожилых людей. Многие виды деятельности UNPOP будут имитировать деятельность ЮНИСЕФ. UNPOP будет также следовать ЮНИСЕФ по защите наиболее уязвимых и борьбе с насилием и эксплуатацией.
Основное внимание неизбежно будет уделяться здравоохранению – там, где потребность в этом велика, а разрыв значительный. В целом мир был не готов к пандемии COVID-19. Он не может позволить себе оставаться неподготовленным к растущей тенденции возрастных заболеваний, вызванных беспрецедентными, но весьма вероятными демографическими сдвигами.
К сожалению, три распространенных заблуждения помешали мировым лидерам исправить институциональный разрыв. Во-первых, старение населения традиционно рассматривается как проблема преимущественно богатых стран. Хотя в странах с высоким уровнем дохода в настоящее время проживает самая высокая доля людей в возрасте 60 лет и старше, большинство людей в этой возрастной когорте проживают в странах с низким и средним уровнем доходов. В странах с высоким уровнем доходов эта возрастная группа составляет 308 миллионов человек по сравнению с 322 миллионами в странах с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего и еще 419 миллионов человек в странах с уровнем дохода выше среднего.
Это приводит ко второму заблуждению: странам с большим количеством молодежи не нужно беспокоиться о старении общества. Но они беспокоятся. В период с 1913 по 2019 год ожидаемая продолжительность жизни в мире увеличилась с 34 до 73 лет, поэтому цель должна заключаться не только в удовлетворении потребностей сегодняшнего пожилого населения, но и в обеспечении того, чтобы в будущем пожилое население было как можно более здоровым и продуктивным.
Этот дальновидный подход подчеркивает третье заблуждение, которое проявляется в неспособности рассматривать старение с точки зрения жизненного этапа. Для достижения здорового старения потребуется сосредоточить внимание на всех этапах жизни, от дородового ухода до ухода в конце жизни. Поскольку молодые люди будут проживать самую долгую жизнь, такой подход ко всем жизненным этапам необходим для достижения справедливости в отношениях между поколениями и предотвращения риска усугубления неравенства на протяжении всей жизни.
В то время как основное внимание UNPOP должно уделяться правам пожилых людей и особенно поддержке наиболее уязвимых слоев населения, необходимо также добиться более значительных результатов. Прошлые улучшения в области здоровья способствовали экономическому росту, и есть все основания полагать, что это может быть применено и к пожилому населению. Одну шестую часть мировой рабочей силы в настоящее время составляет возрастная группа 55 лет и старше, и эта пропорция будет расти и дальше. Таким образом, целевая повестка дня для пожилых людей поможет странам добиться макроэкономических результатов.
Рост числа пожилых людей и возрастающая вероятность старения молодежи означают, что в очень многих странах существующие формы социальной поддержки недостаточно развиты. Этот разрыв на национальном уровне является еще одной причиной для глобального правозащитного органа распространять передовой опыт.
Для того чтобы институциональная архитектура мира никого не оставила позади, она должна адаптироваться к своей изменяющейся демографической структуре. Полномочия ООН должны быть расширены хотя бы для того, чтобы сделать это.
Джон Э. Атагуба, Дэвид Э. Блум, Эндрю Дж. Скотт
Источник forbes.kz