Взрослые казахстанцы плохо владеют чтением и математической грамотностью, а 25-34 летние соотечественники демонстрируют тот же уровень навыков, что и 55-65 летние.

 Финансовая и цифровая грамотность казахстанцев планомерно растёт |  Бизнес-мир, деловой журнал Казахстана

Кроме того, нет практически никакой разницы между казахстанцами со средним и высшим образованием, сообщает кazakh24.info.

Главный капитал

Таковы шокирующие данные крупнейшего исследования ключевых когнитивных и профессиональных навыков людей в странах ОЭСР и других государств. О том, по каким показателям казахстанцы являются лидерами с конца, в Астане рассказала декан международной школы экономики КАЗГЮУ Сауле Кемельбаева. Итоги исследования PhD презентовала в ходе круглого стола «Модернизация экономики Казахстана – партнерство с ЕС и приоритеты».

В условиях построения нового Казахстана как никогда остро встает вопрос человеческого капитала. К его качеству в текущий момент есть масса вопросов.

«Человеческий капитал является драйвером производительности и экономического стимулирования декарбонизации. Это способности, навыки, знания, опыт, состояние здоровья. То, что можно «продать» на рынке труда. А работники, в свою очередь, как кирпичики, формируют производительность компании, отраслей и в целом экономики», - напомнила специалист в области экономики труда и образования Сауле Кемельбаева.

По ее словам, мы очень мало знаем о качестве человеческого капитала в Казахстане из-за ограниченности данных и исследований. Между тем, анализ показывает: чем выше уровень человеческого капитала, тем выше рост производительности экономики, технологическое развитие, выше удовлетворенность жизнью и ниже преступность.

«Один из хороших источников данных по человеческому капиталу дает программа ОЭСР по международной оценке компетенций взрослых – PIAAC: – крупномасштабное исследование ключевых когнитивных и профессиональных навыков людей в странах ОЭСР и за ее пределами. В нем участвует более 40 стран. В Казахстане исследование проводилось в 2019 году», - рассказала Кемельбаева.

Хуже только в Эквадоре

PIAAC - это тесты в 3 областях: чтение (оценка, использование и взаимодействие с письменным текстом), математическая грамотность (оценка, использование, интерпретация и передача математической информации и идей) и решение проблем в высокотехнологичной среде (использование цифровых технологий, средств связи и сетей для получения и оценки информации, общения с другими и выполнения практических задач).

Также исследование составляет социально-демографическую картину по каждому респонденту.

Иными словами, PIAAC это та же PISA для взрослых. Кстати, в 2018 году казахстанские школьники показали наихудший результат за все годы участия в этой международной программе ОЭСР по оценке образовательных достижений школьников, заняв 69 место среди 79 стран. У взрослых казахстанцев результаты не лучше.

«Итоги исследования плачевные: респонденты из Казахстана показали результаты ниже среднего по всем трем показателям по ОЭСР: по чтению и математической грамотности мы на 6 месте с конца. Хуже результат только в Турции, Чили, Мексике, Перу и Эквадоре. По решению технологических задач на одну позицию ниже среднего по ОЭСР и ниже, чем в России», - сообщила Сауле Кемельбаева.

«Несмотря на более высокие показатели завершения высшего образования, 25-34 летние респонденты демонстрируют тот же уровень навыков, что и 55-65 летние. И намного уступают аналогичной возрастной когорте в странах ОЭСР», - продолжила декан международной школы экономики КАЗГЮУ.

Разрыв в навыках между людьми с обязательным средним образованием и с образованием выше среднего в Казахстане наименьший среди всех обследованных 40 стран. Примечательно, что респонденты со средним образованием показали более высокий уровень навыков, чем те, кто имеет образование выше среднего.

Вышка прибавляет зарплату

Сауле Кемельбаева напомнила о знаменитой статье Э. Ханушека о роли качества образования в экономическом росте. Прирост зарплаты здесь объясняется образованием и навыками.

«В исследовании ОЭСР анализ расширился на 7 посткоммунистических стран: Казахстан, Россию, Чехию, Литву, Польшу, Словакию и Словению. Выборка в Казахстане состояла из 2441 наемных работников с полной занятостью. Самая низкая средняя зарплата в этом списке у нашей страны», - продолжила экономист.

Отдача от образования в 6 странах, кроме России (респонденты опрашивались только в Москве), устойчивая и относительно высокая.

«В Казахстане оказалась самая высокая отдача – один дополнительный год обучения увеличивает заработок на 7-9%, высшее образование дает в среднем на 28-47% больший заработок» - сообщила Кемельбаева.

Отдача от навыков в 5 из 7 стран выше, чем отдача от образования.

Исключения составляют Словения и Казахстан, где отдача от образования выше отдачи от навыков. В Казахстане статистически значима только математическая грамотность, которая прибавляет к вашей зарплате 6% (для сравнения: в развитых странах – 18%).

«От чтения и способности решать проблемы в высокотехнологичной среде никакой отдачи, к сожалению, нет. В целом отдача от навыков характерна только для частного сектора, в госсекторе отдача нулевая», - констатировала экономист.

Плохие навыки и слабая экономика

Какие итоги можно подвести? В отличие от большинства стран, в Казахстане зарплата зависит в основном от формального образования, а не от навыков.

«У нас парадоксально высокая отдача от образования при его низком качестве. И слабая, практически нулевая корреляция между навыками и уровнем образования, которое само по себе не улучшает навыки. В развитых странах образовательные учреждения сами отбирают людей согласно их навыкам, то есть являются селективными. Но это не случай Казахстана», - отметила декан из КАЗГЮУ.

Навыки улучшаются в процессе получения работы, но у нас есть такие места работы, которые не улучшают а, наоборот, вызывают снижение навыков, заметила экономист.

«Люди идут туда, где они видят большую экономическую отдачу от факторов производства, которыми владеют. Мы имеем низкий уровень навыков в стране и плохой уровень утилизации навыков. Вероятно, это результат слабо развитой структуры экономики, производства и рынка труда, который в большинстве случаев не требует сложных навыков», - заключила Сауле Кемельбаева.

Автор Назгуль Абжекенова

Источник kazakh24.info