Аналогичная ситуация наблюдается и во всем мире , сообщает 365info.

Клинические исследования | КДЦ «Ультрамед»

Ежегодно в Казахстане около 39 тыс. человек заболевают раком, умирают более 14 тыс., на онкоучете состоят 200 тысяч казахстанцев. Смертность от онкологии в стране является одной из лидирующих и занимает третье место.

1. В 2022 году заболеваемость злокачественными новообразованиями в республике составила 199,2 на 100 тыс. населения – 39 096 случаев (2021 год – 190,2 на 100 тыс., 36 127 случаев), рост заболеваемости на 4,7%

2. В структуре онкологической заболеваемости на первом месте традиционно рак молочной железы (13,2% — 5166 случаев), на втором – рак легкого (10,0% — 3926 случаев), на третьем – колоректальный рак (9,3% — 3654 случаев), на четвертом – рак желудка (7,4% — 2912 случаев).

3. В возрастной структуре заболевших – 54,1% лица трудоспособного возраста (18-64 лет).

4. Контингент онкологических больных в 2022 году возрос до 205 852 человек (2021 год – 194 510, рост на 5,8%).

5. В структуре смертности на первом месте стабильно рак легкого (16,3% — 2121 случаев), на втором — рак желудка (12,0% — 1560 случаев), на третьем — колоректальный рак (10,6% — 1378 случаев), на четвертом — рак молочной железы (8,1% — 1060 случаев).

Есть и хорошие новости — благодаря современным препаратам и методам диагностики 50% онкобольных в Казахстане живут более пяти лет с момента выявления заболевания. Этого удается достигнуть благодаря эффективности применяемых препаратов.

Главный внештатный онколог МЗ РК, председатель правления КазНИИ онкологии и радиологии, президент Казахстанской ассоциации онкологов Диляра Кайдарова рассказала, что на всемирных конгрессах онкологов медики также констатируют резкий рост числа онкозаболеваний после пандемии коронавируса.

«Есть много фактов, когда люди обследовались, все было в норме, но буквально через год после обследования у них выявлялся рак. То есть коронавирус вызвал очень сильный стресс иммунной системы, отрицательно повлиял на нее. Мы хоть и привились, но перенесли COVID-19 неоднократно, это оказалось сильной встряской для иммунной системы. И, видимо, у кого были зачатки, даже незаметные во время скрининга, начали развиваться, ковид послужил триггером. Все мировые лидеры онкослужбы подтверждают этот факт», — сказала Диляра Кайдарова.

Несмотря на то, что сегодня высокотехнологические центры радиационной онкологии функционируют в Алматы, Астане (в том числе центр томотерапии «УМИТ»), Актобе, Семее, Караганде, Павлодаре, Актау, Усть-Каменогорске, Шымкенте и КазНИИОиР (в том числе Центр томотерапии), казахстанцы неохотно идут на скрининги по раннему выявлению онкологических заболеваний — кому-то некогда, а кто-то думает, что если нет симптомов, то и на обследование идти не надо.

«На самом деле чем раньше выявится образование в организме, тем проще и быстрее его вылечить. Благодаря современным методам лечение на ранней стадии может занять всего до пяти дней. Сегодня участились случаи рака легких у некурящих женщин. Влияет загрязнение воздуха или пассивное курение — например, муж курит, а жена волей-неволей вдыхает вредные вещества. Низкодозное КТ позволяет выявить рак легкого на ранней стадии», — пояснила Кайдарова.

Проблемы отрасли

Безусловно, казахстанская онкология нуждается в дополнительном финансировании со стороны государства. Диляра Кайдарова говорит, что предыдущие два года основной объем финансирования здравоохранения вынужденно направлялся на борьбу с COVID-19. Но осталась потребность в обновлении оборудования.

«У нас в регионах есть обученные специалисты, но оборудование устаревшее. Нужны современные диагностические приборы, лучевые аппараты, которые точечно могут облучать опухоль, приспособления для мини-инвазивных операций по удалению опухоли. И конечно, нужны новые современные онкологические центры с полным набором современного оборудования в каждом регионе», — сказала Кайдарова.

По словам главного внештатного онколога МЗ РК, дефицит кадров также ощущается.

«Квалификация врача во многом зависит от него самого. Мы пытаемся обучать, поднимать их уровень. С теми, кто не повышает квалификацию, мы расстаемся, потому что у онколога должен быть очень высокий уровень: на основании результатов двух-трех обследований за 10 минут он должен поставить верный диагноз и быстро сориентировать пациента», — рассказала Кайдарова.

Сейчас, чтобы стать онкологом, врач общей практики должен два года обучаться в резидентуре. Но несмотря на увеличение грантов по этой специальности, великого наплыва желающих нет.

«Многие не выдерживают — морально тяжело. У нас в поликлинике санитарочки и регистратура часто меняются. Только научим — через месяц уходят. Не выдерживают психологически, эмоциональное выгорание сильное. И дело не в размере зарплаты», — пояснила Кайдарова.

Кроме того, несмотря на прописанные алгоритмы лечения, не все поликлиники на местах внимательно относятся к пациентам с подозрением на онкологическое заболевание. По словам Кайдаровой, в Казахстане немало частных клиник, обслуживающих население по ОСМС, которые нарушают сроки направления на обследования пациентов с онкологией. И сегодня КазНИИОР совместно с Минздравом проводит большую разъяснительную работу в регионах.

Автор Антон Тугузов

Источник 365info.kz