Подробная инструкция по получению документа , сообщает informburo.kz.
Фото: depositphotos.com
Удостоверение личности – это основной документ, который должен быть у каждого гражданина Казахстана старше 16 лет. В документе отражают следующие данные: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, пол, ИИН, подпись, национальность (по желанию).
Как получить удостоверение личности и сколько времени занимает процедура.
№1. Когда получать и когда менять
Первое удостоверение личности казахстанцы получают в возрасте 16 лет. Документ считается действительным на протяжении 10 лет.
Менять удостоверение личности необходимо в нескольких случаях:
- по истечении 10 лет;
- при смене фамилии;
- при утере документа;
- после смены ФИО по национальным традициям;
- если есть желание привести документ в соответствие с новым образцом;
- в случае порчи документа.
Важно: граждане, которые проживают на территории РК без удостоверения личности или с недействительным документом от одного дня до одного месяца, получают предупреждение, а если срок превышает один месяц – штраф в размере 7 МРП (около 25 000 тенге). В случае повторного нарушения в течение одного года штраф увеличат до 13 МРП (около 48 000 тенге).
№2. Куда обращаться
Чтобы получить удостоверение личности, следует обратиться в центр обслуживания населения (ЦОН), он же филиал НАО "ГК "Правительство для граждан". Получить документ онлайн невозможно.
ЦОНы работают в будние дни с 09.00 до 18.00. Есть также дежурные ЦОНы, которые работают с 09.00 до 20.00 в будние дни и с 9.00 до 13.00 по субботам.
№3. Какие нужны документы в 16 лет
Для получения первого удостоверения личности требуются следующие документы:
- Свидетельство о рождении получателя.
- Паспорт гражданина Республики Казахстан (при наличии).
- Удостоверение личности одного из родителей. Если ребёнок родился за рубежом, а один из родителей – иностранец, то необходимо его нотариальное согласие на оформление документа.
- Квитанция об оплате госпошлины либо документ, подтверждающий освобождение от оплаты госпошлины.
Важно: ребёнка обязательно должен сопровождать один из родителей или опекунов.
№4. Какие нужны документы в случае смены ФИО
Если смена фамилии обусловлена заключением или расторжением брака, понадобятся:
- Удостоверение, подлежащее замене.
- Свидетельство о заключении или расторжении брака.
- Свидетельство о перемене установочных данных (при наличии).
- Решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу (при наличии).
- Квитанция об оплате госпошлины либо документ, подтверждающий освобождение от оплаты госпошлины.
В случае, если смена фамилии обусловлена национальными традициями, понадобятся:
- Заявление в произвольной форме о желании изменить написание фамилии и отчества.
- Свидетельство о рождении.
- Удостоверение, подлежащее замене.
- Квитанция об оплате госпошлины либо документ, подтверждающий освобождение от оплаты госпошлины.
Важно: сменить ФИО по национальным традициям могут только лица казахской национальности.
№5. Какие нужны документы в случае утраты удостоверения личности
Для восстановления потерянного удостоверения понадобятся:
- Письменное заявление о восстановлении удостоверения личности с указанием обстоятельств утраты.
- Квитанция об оплате госпошлины либо документ, подтверждающий освобождение от оплаты госпошлины.
- Паспорт гражданина Республики Казахстан (при наличии).
Для восстановления украденного удостоверения понадобятся:
- Талон-уведомление из органа уголовного преследования, принявшего заявление о краже либо хищении удостоверения личности.
- Квитанция об оплате госпошлины либо документ, подтверждающий освобождение от оплаты госпошлины.
- Паспорт гражданина Республики Казахстан (при наличии).
Важно: если утрата документа происходит более двух раз в течение года, то сумма пошлины возрастает до 1 МРП (3692 тенге).
№6. Как оплатить госпошлину
Услуга получения удостоверения личности стоит 0,2 МРП (около 730 тенге). Госпошлину можно оплатить двумя способами:
- Онлайн на сайте EGov.kz. Это можно сделать при помощи QR у менеджера, которому будете подавать документы.
- Офлайн в кассе ЦОНа.
Важно: некоторые граждане освобождены от уплаты госпошлины, это сироты, матери шестерых и более детей, участники ВОВ, Герои СССР. Полный список льготников можно найти на сайте EGov.kz.
№7. Как происходит оформление
В ЦОНе необходимо занять очередь, получив талон в специальном автомате. Это можно сделать онлайн через портал EGov.kz и прийти к определённому времени.
Затем вас попросят предъявить необходимые документы и оплатить госпошлину. Фотографию делают здесь же в ЦОНе. Тем, кто впервые получает удостоверение, нужно заранее придумать подпись, поскольку её отразят в документе.
Важно: с 1 января 2024 года при получении удостоверения можно пройти дактилоскопию – сканирование отпечатков пальцев. Для граждан РК эта процедура добровольная, а для иностранцев – обязательная.
№8. Когда будет готово удостоверение
Получатель может забрать документ через 15 рабочих дней со дня подачи заявления. Уведомление о готовности приходит в виде SMS на указанный номер телефона. Можно также ускорить процесс изготовления документа. Для этого необходимо оплатить дополнительную госпошлину. Стоимость и категория ускорения зависят от места получения.
Для городов Астаны, Алматы, Актобе, Шымкента:
- Изготовление до одного рабочего дня – 3011,12 тенге.
- Изготовление до 3 рабочих дней – 1581,14 тенге.
- Изготовление до 7 рабочих дней – 605,31 тенге.
Для областных центров:
- Изготовление до 3 рабочих дней – 3011,12 тенге.
- Изготовление до 5 рабочих дней – 1581,14 тенге.
Для районов и городов областей:
Изготовление до 7 рабочих дней – 605,31 тенге.
Автор Надежда Занина
Источник informburo.kz