Только введение новых жестких ограничений для автовладельцев поможет решить проблему с заторами в Алматы, считают эксперты,, сообщает inbusiness.kz.
Фото: Максим Морозов
Дефицит парковочных мест, отсутствие жестких ограничений для транспорта и низкие тарифы почасовой платы за парковку, по мнению работников транспортной сферы, являются одними из главных причин высокой концентрации личного транспорта в мегаполисе.
В ходе круглого стола, прошедшего в городе, эксперты из разных стран отмечали проблемы с чрезмерной автомобилизацией Алматы, что оказывает прямое влияние на ситуацию с заторами и на экологию. И, как считают специалисты, одной из важных мер по стимулированию использования казахстанцами общественного транспорта должно стать расширение зон платных парковок и повышение стоимости почасовой платы за использование коммунальных парковок.
Но на фоне уже существующих проблем с автомобильным траффиком в Алматы и нехватки парковочных мест, особенно в центре города, депутаты мажилиса решили изъять из казахстанского законодательства нормы, предусматривающие штрафные санкции за неоплату парковки.
Согласно статье 597 Кодекса РК об административных нарушениях, водителю, проигнорировавшему оплату платной парковки, грозит штраф в размере 3 МРП, или 11 076 тенге, назначаемый в автоматическом режиме. В случае повторного подобного нарушения в течение одного года штраф составит 18 460 тенге. Но инициатива депутатов по исключению этой нормы из КоАП РК изменит алгоритм взыскания оплаты, что приведет к огромной нагрузке на судебную систему.
Одной из главных проблем с парковками в Алматы, особенно в центре мегаполиса, является низкая оборачиваемость транспортных средств. Многие автомобилисты оставляют автомобили в течение всего рабочего дня, тем самым занимая места на длительное время и не давая возможности пользоваться коммунальными парковками другим автовладельцам для краткосрочных стоянок.
Отмена штрафов за неуплату парковки приведет к тотальному отказу автовладельцев от оплаты, считают в руководстве коммунального предприятия "Алматы паркинг". По словам заместителя руководителя компании Таланта Тайнова, даже сейчас, когда за неуплату парковки предусмотрены штрафные санкции, до 40% автовладельцев игнорируют необходимость почасовой оплаты парковки.
"Парковки, в том числе и платные парковки – это одна из важных частей управления дорожным движением. Являясь составляющей дорожной инфраструктуры, проблемы с парковками, естественно, становятся головной болью в управлении автомобильными потоками в мегаполисе, приводя к автомобильным заторам на наиболее загруженных участках дорог.
Самая основная проблема на сегодняшний день – это парковка вторым рядом. В Алматы очень высокая концентрация автомобильного транспорта, а парковочных мест очень мало. Есть много автовладельцев, которые не могут припарковаться в отведенных для этого местах, потому что другие водители оставляют свои автомобили на длительное время", – отметил представитель "Алматы паркинг".
Почасовой тариф в размере 100 тенге был принят городскими властями несколько лет назад и уже давно не соответствует современным реалиям. Увеличение стоимости почасовой оплаты и введение дифференцированных тарифов могло бы стать частью программы по популяризации использования общественного транспорта, но такое решение требует разработки и принятия соответствующих нормативных актов и решения городских властей. В настоящее время единственной зоной мегаполиса с повышенным, до 150 тенге, тарифом является район Зеленого базара.
Согласно анализу "Алматы паркинг", проблема с парковками сейчас наиболее остро стоит на участках улиц Гоголя, Желтоксан, Райымбека, Наурызбай-батыра. Низкая ротация транспортных средств на данных участках и нехватка парковочных мест заставляет водителей использовать для стоянки проезжую часть дорог и полосы общественного транспорта, что приводит к образованию заторов.
И проблемы невозможно решить даже строительством многоярусных паркингов. В центре мегаполиса практически нет мест для строительства подобных сооружений. Кроме того, даже наличие подобных паркингов не мешает автовладельцам игнорировать правила дорожного движения, предпочитая парковаться так, как им удобнее, загружая улицы и мешая другим участникам дорожного движения.
Следует отметить, что во многих случаях сотрудники полиции попросту закрывают глаза на эти нарушения, предпочитая штрафовать автовладельцев возле важных, по их мнению, государственных учреждений. Например, у зданий управлений внутренних дел или у акимата, где на имеющихся парковках расставлены знаки, запрещающие остановку, и автомобилисты просто вынуждены нарушать законы.
Как считают специалисты "Алматы паркинг", помимо увеличения количества коммунальных парковок, частью решения проблем станет введение систем видеонаблюдения в наиболее загруженных зонах. Новые комплексы, которые планируется устанавливать в таких местах, смогут контролировать и в автоматическом режиме устанавливать нарушения водителями правил остановки и стоянки.
Сейчас в Алматы насчитывается около 18 тыс. коммунальных парковочных мест, 12 тыс. из которых – парковки вдоль дорог, а остальные парковочные места расположены на площадных парковочных зонах. Уже в этом году общее количество парковок должно увеличиться в общей сложности до 30 тыс. машино-мест.
Развитие частного электротранспорта привело к запросу на расширение сети зарядных станций в зонах платных парковок. Интерес к проекту проявляют частные инвесторы, готовые вкладывать свои средства в развитие инфраструктуры.
Отсутствие единой стратегии развития транспорта и недальновидность различных ветвей власти в транспортной отрасли лишь усугубляют проблемы казахстанских городов, считает эксперт Елена Ерзакович.
"На самом деле ситуация очень критическая, потому что город наконец-то пришел к муниципальной компании, то есть компании, которая все собранные средства должна была передавать в бюджет города. Штрафы тоже идут в бюджет города. Я не знаю, где там усмотрели депутаты нарушения и почему они в таком случае не провели аналогии с другими платежами за услуги тех же перевозчиков. Следуя их логике, давайте отменим тогда и штрафы за неоплату проезда в общественном транспорте. У нас вся политика в области транспорта, если честно, очень фрагментарная, а транспорт – это огромный комплекс, проблемы которого распространяются и на другие сферы.
У нас в городе есть еще куча мест, где вообще нет платной парковки, в том числе и возле акиматов. И я считаю, что в этом плане они сами должны показать пример", – отмечает она.
Несогласованность действий различных государственных органов и отсутствие реакции городских властей на проблемы горожан превращают улицы мегаполиса в стихийные парковки не только в центре города, где жители вынуждены огораживать шлагбаумами въезды в свои дворы, но и на окраинах Алматы, где проезды и дворы заставляются техникой, в том числе и специализированной.
При этом городские власти сами признают, что платные парковки на сегодняшний день являются одной из мер, позволяющей регулировать транспортные потоки внутри мегаполиса. Но для более эффективной работы парковок и стимулирования граждан к использованию общественного транспорта, помимо увеличения парковочных мест, необходимо введение дифференцированных тарифов за платную парковку в наиболее загруженных зонах Алматы, считают в "Алматы паркинг".
Автор Максим Морозов
Источник inbusiness.kz