Какие вызовы ждут казахстанских школьников в новом учебном году? Разбираемся в главных проблемах и сложностях, с которыми могут столкнуться ученики и их родители.
Caravan.kz, нейросеть
Начало нового учебного года — время, которого многие школьники ждут с нетерпением. После летних каникул они возвращаются в школьные стены, встречаются с друзьями и начинают новый этап своего образовательного пути. Это период, когда учеба еще не успела утомить, а ожидание новых знаний и приключений приносит радость. В воздухе витает предвкушение новых встреч, открытий и праздничных мероприятий, сообщает caravan.kz.
Однако за этой радостной картиной скрываются и менее приятные вещи. Подготовка к учебному году требует не только финансовых затрат на покупку школьных принадлежностей, но и психологической готовности вернуться к строгому распорядку дня. Родителям и детям приходится сталкиваться с множеством организационных вопросов, и все это может стать источником стресса, особенно если возникают непредвиденные сложности.
Так или иначе, с началом нового учебного года казахстанские школьники окажутся перед целым рядом вызовов. В этом году многие ученики могут столкнуться с повышенной нагрузкой, недостатком комфортных условий для учебы, а также с различиями в качестве образования между городскими и сельскими школами. Особенно остро эти проблемы ощущаются в малых селах и отдаленных районах, где инфраструктура оставляет желать лучшего. Подробнее об этом читайте в сегодняшнем материале медиапортала Caravan.kz.
Смена часового пояса
Как мы все помним, в ночь с 29 февраля на 1 марта 2024 года пятнадцать из 17 регионов и три города республиканского значения Казахстана перевели стрелки часов на час назад, перейдя к единому часовому поясу в стране. Это решение вызвало множество дискуссий среди казахстанцев, вплоть до создания петиции о возвращении к прежнему часовому поясу.
Дело в том, что смена времени может негативно сказаться на биоритмах детей. Да, хотя со дня перехода на новый часовой пояс прошло уже достаточно много времени, школьники, привыкшие к определенному режиму сна, могут столкнуться с трудностями при адаптации к новому графику. Недосыпание, усталость и раздражительность могут стать частыми спутниками школьников в этот период. В условиях, когда дети вынуждены рано вставать и много времени проводить за учебниками, нарушение режима сна может привести к снижению концентрации, ухудшению памяти и, как следствие, к падению успеваемости.
Психологи отмечают, что изменение времени может повлиять на эмоциональное состояние детей, особенно младшего возраста. Нарушение биоритмов приводит к дисбалансу в организме, что может выражаться в повышенной тревожности, раздражительности и даже склонности к депрессии. Родителям и педагогам важно быть внимательными к состоянию детей в этот период, обеспечивая им максимально комфортные условия для адаптации к новому режиму.
По словам казахстанского психолога Замиры Сафиуллиной, нарушение привычного режима сна может вызвать у детей усталость, проблемы с концентрацией и общее ухудшение самочувствия.
«Психологически это может создавать дополнительный стресс, так как организму нужно время, чтобы привыкнуть к новому графику. Кроме того, из-за изменения времени детям бывает сложно привыкнуть к новому школьному расписанию и выполнять домашние задания. Возможно, кто-то заметил, что ребенок стал раздражительным или у него упала успеваемость. Важно помнить, что каждому ребенку нужно свое время на адаптацию, и поддержка семьи в этот период особенно важна. Другой момент — в отдельных регионах смена часового пояса обернулась тем, что темнеть стало раньше обычного, что также может сказаться определенным образом», – прокомментировала нам эксперт.
Переполненные классы
Переполненность классов продолжает быть одной из главных проблем в системе образования Казахстана. В крупных городах школы часто не справляются с количеством учеников, и в одном классе может оказаться до 40 детей. Это создает неудобства как для учеников, так и для педагогов. Учителям сложно уделить внимание каждому ребенку, что отрицательно сказывается на качестве обучения. Также в переполненных классах возрастает риск распространения инфекционных заболеваний.
Кроме того, переполненность школ стала еще одной острой темой. Родители часто жалуются на трудности с поступлением детей в школы, наличие трехсменного образования и классы, где учатся по 40 человек. В Астане на конец учебного года 2023-2024 было 8 школ, работающих в три смены, и 16 переполненных учебных заведений. Проблема в 15 школах будет решена уже в этом году, а остальные планируется разгрузить к 2025 году.
Ситуацию с нагрузкой должны были улучшить новые «комфортные школы». Однако, по данным astana.tv, к 1 сентября Samruk-Kazyna Construction сдаст в эксплуатацию лишь 20 из 98 запланированных правительством «комфортных школ». В компании подчеркнули, что качество строительства для них важнее, чем скорость.
Но, несмотря на все трудности, казахстанские школьники показывают высокие результаты на международной арене. В 2023-2024 учебном году 1218 учащихся из Казахстана приняли участие в 12 международных олимпиадах и научных соревнованиях, проходивших в Венгрии, Сингапуре, Грузии, Таиланде, Азербайджане, Казахстане, Китае, Болгарии, Туркменистане, на Кипре и в США. Участники завоевали 603 медали, из них 118 — золотые. На самых престижных мировых олимпиадах были получены 424 медали, включая 50 золотых.
«Да, переполненность классов — это проблема, которая уже давно витает в казахстанской системе образования и вполне оправданно вызывает беспокойство, особенно в крупных городах и в школах, работающих в несколько смен. В условиях, когда в одном классе находится 40 и более учеников, качество обучения, конечно же, страдает. Как педагог, могу сказать, что, несмотря на все усилия, нам порой бывает крайне сложно уделить внимание каждому ребенку. У каждого ведь свои потребности и способности, и, когда их слишком много, индивидуальный подход становится более затруднителен в своем исполнении. Это негативно сказывается на усвоении материала и мотивации детей к обучению.
Думаю, перегруженные классы также оказывают влияние на семейную жизнь. Родители сталкиваются с дополнительными трудностями, пытаясь поддерживать учебный процесс в таких условиях. Школы, работающие в три смены, добавляют сложности в планирование дня: дети могут учиться в неудобное время, что нарушает привычный режим дня и приводит к повышенной усталости. Это влияет на общее самочувствие ребенка и его успеваемость, что в свою очередь заставляет родителей искать дополнительные ресурсы, чтобы помочь детям справляться с нагрузкой.
Что ж, будем надеяться, что усилия по строительству новых школ и улучшению инфраструктуры образования в итоге принесут свои плоды. Необходимо, чтобы эти проекты дали ожидаемый результат и снизили нагрузку на существующие школы. Это позволит создать более комфортные условия для учеников и педагогов», – прокомментировал нам педагог и эксперт в сфере образования Марат Идрисов.
Проблема уличных туалетов в казахстанских школах
Несмотря на постоянные акценты на этой больной теме, в некоторых школах Казахстана тема уличных туалетов по-прежнему актуальна. Проблема отсутствия внутренних туалетов в школах неоднократно становилась предметом общественного обсуждения. Волна возмущения началась после трагического инцидента в 2019 году в Таразе, когда во время урока в уличном туалете изнасиловали 12-летнюю девочку. Тогда казахстанцев заверили, что в будущем ученикам не придется бегать на улицу по нужде, но, как показывает практика, эта проблема до сих пор не решена до конца.
На пресс-конференции в правительстве в мае этого года журналисты сказали министру просвещения Гани Бейсембаеву, что тема уличных туалетов в школах Казахстана вызывает беспокойство у родителей. Последний случай, по их данным, произошел в мае в Жамбылской области – там одноклассники забили до смерти в уличном туалете школьника. В этой связи они поинтересовались, когда будет решена эта проблема.
«В 2021 году, когда этот вопрос поднимался, в школах Казахстана было 2700 уличных туалетов. На сегодня их число снизилось до 10. Но даже при наличии в школах теплых туалетов уличные не сносят. Это мы видим. Мы дали поручение акиматам. Но они говорят, что для этого нужно довести до необходимого количества число внутришкольных туалетов. Мы регионам дали поручение в течение трех летних месяцев этот вопрос максимально решить», – заявил в ответ министр просвещения Гани Бейсембаев.
Тогда наши коллеги уточнили, значит ли это, что в новом учебном году в школах страны не будет уличных туалетов.
«Не должно быть. Это ранее данное поручение. Будем контролировать его исполнение, будем принимать по его итогам соответствующие меры», – резюмировал Гани Бейсембаев.
Отсутствие комфорта
К сожалению, далеко не все школы Казахстана могут обеспечить учащимся современные и комфортные условия для обучения. В ряде учебных заведений наблюдается нехватка необходимого оборудования, включая компьютеры, лаборатории и даже мебель. Некачественный ремонт, протекающие крыши, отсутствие отопления — все это создает неблагоприятную среду для учебы. В таких условиях дети теряют интерес к учебе, что отрицательно сказывается на их успеваемости и общем развитии.
Бывший министр образования Ерлан Сагадиев еще во время своего пребывания на посту и до разделения ведомства подчеркивал, что улучшение условий в школах сделает пребывание детей в них более комфортным. Однако не все школы могут похвастаться такими улучшениями. По данным министерства, почти 10 % школ все еще не имеют надежного подключения к Интернету, хотя доступ к высокоскоростному Интернету в школах вырос до 89 %, а средняя скорость увеличилась до 75 Мбит/с. Кроме того, 1731 школа в отдаленных районах подключена к системе Starlink.
В настоящее время под управлением Министерства просвещения числится 22 тыс. образовательных учреждений, включая более 11,5 тыс. детских садов, 7,9 тыс. школ и 772 колледжа, в которых обучается около 6 млн детей и работают свыше 570 тыс. педагогов.
Повышенная нагрузка на детей
Современные школьники могут сталкиваться с серьезной учебной нагрузкой, которая растет с каждым годом. Увеличение числа предметов, расширение программы и введение новых курсов ставят перед детьми все более сложные задачи. Помимо обязательных уроков многие учащиеся вынуждены посещать дополнительные занятия и кружки, чтобы не отставать от своих сверстников, соответствовать высоким требованиям системы образования и расширять свои знания для дальнейших перспектив в той или иной области. Такая интенсивность учебного процесса может приводить к перенапряжению, как физическому, так и эмоциональному.
Ситуация усугубляется тем, что из-за огромного объема домашних заданий у детей может практически не оставаться времени на отдых и личные увлечения. Родители часто сталкиваются с тем, что их дети сидят над учебниками до позднего вечера, что приводит к недосыпанию и хронической усталости, либо им самим приходится корпеть над учебниками вместе с детьми. Нехватка свободного времени негативно сказывается на здоровье детей: повышается уровень стресса, развиваются тревожные состояния, падает иммунитет.
При этом перегруженные дети зачастую могут терять интерес к учебе, воспринимая ее больше как тяжелую ношу, нежели возможность для самореализации и развития. Возникает замкнутый круг: чем больше усилий дети вкладывают в учебу, тем меньше у них времени на отдых, что в итоге снижает их продуктивность и успеваемость. Здесь необходимо осознавать эту проблему и стараться найти оптимальный баланс между учебными обязанностями и возможностями для полноценного отдыха и развлечений. Это особенно важно, когда от детей ожидают высоких результатов, но при этом не всегда учитывают их реальные возможности и потребности.
Пресловутый разрыв между городскими и сельскими школами
Одной из наиболее значимых проблем казахстанской системы образования остается разрыв в условиях обучения между городскими и сельскими школами. В крупных городах дети чаще имеют доступ к современным технологиям, развитой инфраструктуре и широкий выбор внеурочных мероприятий, таких как спортивные секции, кружки по интересам, творческие студии. Эти возможности позволяют городским школьникам получать всестороннее развитие и конкурентные преимущества, которые впоследствии могут сыграть решающую роль при поступлении в престижные вузы или при трудоустройстве.
В сельских же школах кардинально иная ситуация, в которой может ощущаться нехватка педагогов, необходимого оборудования и даже базовых удобств. Дети, обучающиеся в таких условиях, лишены многих возможностей для полноценного образования и развития, которые доступны их сверстникам в городах. Это создает значительные препятствия на их пути к дальнейшему обучению и карьерному росту.
Дисбаланс между городскими и сельскими школами может стать и одной из ключевых причин социального неравенства, что в конечном итоге отражается на уровне развития общества в целом. Если не предпринять положенных мер для выравнивания условий обучения, этот разрыв будет только углубляться, лишая множество талантливых детей из сельских регионов шансов на достойное будущее.
Какой напрашивается вывод?
Новый учебный год несет с собой не только радость от встреч с друзьями и ожидание новых знаний, но и серьезные испытания для казахстанских школьников. И чтобы помочь детям преодолеть эти трудности и обеспечить им качественное образование, необходимо обратить особое внимание на условия их обучения. Эта задача лежит как на родителях, так и на государстве. Только через совместные усилия можно создать среду, в которой дети будут расти и учиться в гармонии. Важно, чтобы каждый ребенок, независимо от места проживания или финансового положения семьи, имел равные возможности для получения качественного образования и раскрытия своего потенциала. Создание таких условий — это не просто цель, а необходимость для успешного будущего наших детей и страны в целом.
Автор Ахмет Талапулы
Источник caravan.kz