Трамп не может приступить к реализации проектов по повышению безопасности в США, поскольку Конгресс не дает ему денег на строительство стены с Мексикой.
Это уже вылилось в самую продолжительную в истории приостановку работы госорганизаций. Тем не менее это не мешает президенту США активно вмешиваться в дела других стран.
Противостояние Трампа и Конгресса США перешли в активную стадию 21 декабря 2018 года. При составлении проекта бюджета на 2019 год представители Демократической партии наотрез отказались включать финансирование стены на границе с Мексикой. Глава Белого дома в свою очередь отказывается подписывать документ, если эти траты не будут заложены.
За этим последовал шатдаун – частичное приостановка работы правительства и ряда госорганизаций. Она продолжается уже 24 дня, что делает нынешний бюджетный кризис самым длительным в истории.
Финансирование не получают около 25% от общего числа федеральных ведомств, но и это имеет серьезные последствия.
Экономика США еженедельно теряет около $1 млрд убытков и недополученной прибыли, 800 тыс. человек остались без работы, остановлена деятельность парков, музеев и прочих объектов.
Цена вопроса строительства стены – 5 млрд долларов. По мнению Трампа, этот проект является важной мерой, необходимой для повышения нацбезопасности. Благодаря стене глава Белого дома надеется пресечь поток нелегальных иммигрантов из Мексики.
Принципиальная позиция
Кажется, что для обеих сторон отстоять свою позицию является принципиальным вопросом. Трамп, например, уже заявил, что
при необходимости введет режим ЧП. Это позволит выделить деньги на строительство стены без разрешения Конгресса Демократы же заявили, что через суды отменят решение президента.
Подобные споры лишь усиливают трения в отношения между сторонами, что никак не способствует прогрессу в переговорах.
Показательным моментом является встреча Трампа с лидерами Демократической партии. Глава Белого дома традиционно поделился подробностями встречи в твиттере. Он спросил, готовы ли конгрессмены выделить деньги на строительство. Те ответили отказом.
Задав единственный вопрос, американский лидер покинул встречу, посчитав ее потерей времени.
Рекорд продолжительности побит
Вообще, шатдауны в США – явление не такое редкое, хотя и популярной мерой противостояния их тоже назвать нельзя. С сентября 1976 года это 20-й случай. Особенно часто это происходило в 80-х годах во время президентства Рональда Рейгана.
За 8 лет было 8 частичных остановок федерального правительства, но большинство из них длились всего несколько дней.
При Джимми Картере, предшественнике Рейгана, остановок было 5. Однако затем до шатдаунов дело стало доходить гораздо реже:
на время президентства Джорджа Буша-старшего пришлась одна остановка (октябрь 1990, 3 дня),
при Билле Клинтоне – 2 остановки (в ноябре и декабре 1995 года, во втором случае она продлилась 21 день – рекорд до нынешней),
при Джордже Буше-младшем — ни одной,
при Баракк Обаме – одна (сентябрь 2013 года на 13 дней).
За время президенства Трампа это вторая частичная приостановка работы госорганизаций — январский шатдаун 2018 года продлился всего 2 дня. В нынешний раз противоречия гораздо серьезнее.
Разорить Турцию
То, что Трамп не может достичь компромисса даже внутри страны, где он является президентом, не мешает ему активно вмешиваться в политику других государств. 13 января он (как обычно через твиттер)
стал угрожать Турции, пообещав ей разорение, если Анкара будет вести боевые действия против курдов.
Интересно, что угроза уместилась в одно короткое сообщение вместе с новостью, что американские войска выходят из Сирии. А также заявлением о необходимости создания 20-мильной зоны безопасности, разделяющей позиции курдских формирований и турецких войск, и предостережением для курдов, которые не должны провоцировать Турцию.
Этому предшествовало заявление президента Турции Реджепа Эрдогана. 12 января он сообщил, что Анкара в скором времени начнет новые военные операции против террористов в Сирии к востоку от реки Евфрат.
К террористам он причисляет представителей курдской партии «Демократический союз» и ее вооруженные «отряды народной самообороны» (традиционно пользующиеся поддержкой США), которые контролируют районы на севере Сирии.
То, что экономика Турции уязвима к внешним шокам, доказал 2018 год.
Ряд международных скандалов, включая убийство саудовского журналиста в Стамбуле, спровоцировали отток из страны иностранного капитала. Это привело к резкому падению курса нацвалюты, а затем негативно отразилось на рынках всех развивающихся стран мира.
Военные удары по Ирану
Не дает покоя Трампу еще и Иран. В 2018 году глава Белого дома ввел санкции против этой страны. Однако одних экономических мер, видимо, недостаточно.
По данным Wall Street Journal, Совет безопасности США, главой которого является советник Трампа Джон Болтон, просил военных разработать схему военного удара по Ирану.
Поводом стал обстрел дипломатического квартала в Багдаде в сентябре 2018 года. США обвиняют в этом группировку, связанную с иранскими властями.
«Это шокировало людей. Все были ошеломлены, насколько беспардонно они намеревались атаковать Иран», — цитирует издание слова одного из собеседников.
До того, как Джон Болтон был введен Дональдом Трампом в Белый дом, он неоднократно выступал за нанесение ударов по Ирану. В 2015 году, будучи научным сотрудником Американского института предпринимательства, Болтон опубликовал в The New York Times статью «Чтобы остановить иранскую бомбу, нужно разбомбить Иран».
Противником этой страны является и госсекретарь США Майк Помпео. 9 января 2019 года во время пресс-конференции с министром иностранных дел Иордании Айманом ас-Сафади он заявил, что Америка готова удвоить давление на Иран.
Источник 365info.kz