Германия слишком много экономит и слишком мало тратит, считают немцы: в прошлом году профицит бюджета составил 11,2 млрд евро.
Размеры накоплений, а также упорство, с которым правительство продолжает экономить, не добавляют популярности не только у собственного населения, но и у других стран. О вреде профицита Германии рассказывает Наталья Маурер.
У немцев еще сохранилась ностальгия по старым добрым временам, когда зарплаты главы семейства хватало для содержания семьи, жена следила за хозяйством и детьми и раз в год можно было поехать всем вместе в отпуск. Несмотря на имеющиеся удобства и комфорт, родители все равно надеялись, что их дети будут жить лучше, чем они сами. Сегодня уже мало кто из представителей среднего класса может себе позволить жить на одну зарплату в семье, и все меньше родителей надеются, что их детям будет лучше. Цены на жилье и продукты питания растут, многим уже не хватает и двух зарплат на семью, не говоря о возможности откладывать деньги на старость или на учебу детям.
Почему официальная инфляция так сильно отличается от реальной? Дело в том, что в потребительской корзине количество подорожавших продуктов умышленно уменьшается, а количество подешевевших (якобы необходимых потребителю) увеличивается. Например, продукты питания значительно дорожают, а билеты в кино, на поезд и самолет дешевеют. Получается, если бы граждане тратили оставшиеся после оплаты квартиры и коммунальных услуг деньги не на подорожавшие продукты, а на поход в кино и на путешествия, то их персональная инфляция была бы ниже и соответствовала официальной.
Сегодня более четырех миллионов немецких граждан трудятся полный рабочий день (38-40 часов в неделю) за минимальную зарплату, и их число постоянно растет. Также увеличивается количество тех, кто работает неполный рабочий день. По статистике из 39 млн наемных рабочих 12 млн работают 15-20 часов в неделю. Примерно половина из них – это женщины с маленькими детьми, которые не могут работать больше. Однако остальные 6 млн охотно трудились бы больше, но не имеют такой возможности. В то же время граждане, устроившиеся на полный день и подписавшие постоянные контракты, вынуждены работать по 48 и больше часов в неделю, часто без оплаты за дополнительные часы из-за страха потерять место.
Средняя зарплата рабочего, например строителя, в западных землях Германии составляет примерно 2400 евро брутто, а в восточной части - всего 1998 евро (в восточной части Германии зарплаты значительно ниже). Зарплата электромонтера в среднем 2600 евро, электротехник получает больше, около 3700 евро. Сотрудник бюро, к примеру, бухгалтер, зарабатывает обычно 3150 евро до вычета налогов, а продавец в магазине или кассир - около 2 тыс. евро. Зарплата воспитателя в детском саду составляет от 2500 до 3200 евро в зависимости от стажа работы, учитель может рассчитывать на 4300 евро. Инженер получает 3500 - 7800 в зависимости от предприятия и квалификации. Такие зарплаты получают наемные работники за полный рабочий день (38-40 часов в неделю).
Сотрудники крупных концернов, как, например, Airbus или Daimler, зарабатывают больше, на маленьких частных предприятиях ставки намного ниже. После вычета налогов строитель с зарплатой 2400 евро получит в конце месяца на свой банковский счет 1646,94 евро (при расчете суммы нетто, то есть после налогов, учитывается количество детей, семейное положение, от которого зависит налоговый класс, медицинское страхование, пенсионное страхование и т. п.). Электротехник с зарплатой 3700 евро при тех же условиях на руки получит 2337,56 евро.
В последние годы стало очень сложно найти рабочее место с постоянным контрактом, гарантирующим социальную защиту. Крупные предприятия и государственные учреждения предпочитают брать на работу людей по временному трудовому контракту, а лучше всего без специального образования с минимальной оплатой труда. Дефицит учителей и воспитателей вызван не только недостачей специалистов, но и отсутствием дополнительных ставок в образовательных и воспитательных учреждениях. Детскому саду намного выгоднее взять на работу в качестве второго воспитателя для группы человека "с улицы" без какого-либо образования и платить ему минимальную зарплату, а также не оплачивать дополнительное рабочее время, которое накапливается из-за дефицита персонала и недостаточного количества часов по рабочему контракту.
Концернам Airbus или Daimler выгоднее работать со временными рабочими и экономить на их зарплате, чем брать человека на постоянное место с достойной зарплатой и социальной страховкой. Все больше немецких граждан вынуждены искать к основной дополнительную работу, чтобы свести концы с концами. Люди с низкими зарплатами выплачивают мизерные суммы в пенсионную кассу, а те, кто работает по 15-20 часов в неделю, не платят туда вообще. Это значит, что все они будут нищими в старости.
Договор о миграции, подписанный правительством в прошлом году в Марракеше, вызвал в Германии критику и недоверие. Договор означает, что количество мигрантов в стране еще больше увеличится, а зарплаты станут еще ниже. В Германии и так достаточно экономических мигрантов из европейских стран. Недостаток рабочей силы связан в основном с низкой оплатой труда представителей рабочих профессий. В последние десятилетия немецкая молодежь училась на экономистов, финансистов и специалистов по налогообложению, потому что они больше зарабатывают. В результате не хватает электриков, водопроводчиков, столяров и плотников. Вопрос с дефицитом кадров можно легко решить, если платить людям достойную зарплату и сделать эти профессии привлекательными для молодого поколения, тем более что положительный торговый баланс страны это позволяет.
Еще один пример сомнительных инвестиций - новый аэропорт в Берлине, который строится уже почти 13 лет и обойдется налогоплательщикам в лучшем случае в 7,3 млрд евро (если опять не подорожает). На сегодняшний день территория аэропорта используется в качестве кладбища для дизельных автомобилей "Фольксваген", которым запрещено ездить по немецким дорогам.
По мнению ведущих экономистов, профицит Германии вредит мировой экономике, потому что вместе с экспортом товаров Германия экспортирует в соседние страны также и безработицу. Высокая конкурентоспособность страны существует за счет обнищания не только собственного населения, но и населения других стран. Заработные платы немецких граждан, которые способствуют экспорту, т. е. действительно что-то производят, а не перебирают бумаги в министерствах, за последние 30 лет практически не повышаются. Наоборот, постоянно увеличивается количество временных рабочих, зарплата которых на 60% меньше зарплаты сотрудников с постоянными контрактами.
На сегодняшний день в Германии самый большой в Европе процент граждан (более 20%), получающих минимальную зарплату. Если одна страна постоянно больше экспортирует, чем импортирует и потребляет, то должны быть страны, которые покупают больше товаров, чем продают. Неудивительно, что промышленность Франции, Италии, Испании и других европейских странах, не выдерживая конкуренции, постоянно сокращается, а количество безработных там увеличивается.
За счет безработицы в других странах Германии удалось сохранить гораздо больше рабочих мест на своих промышленных предприятиях. Чтобы поддерживать экспорт, немцы активно раздают кредиты: страны влезают в долги, но смогут покупать немецкие товары. Однако эксперты считают такое кредитование опасным, поскольку в случае дефолта этих государств долги придется списывать.
Так называемая "Вельтполитик" - стратегия завоевания мирового политического, стратегического и экономического могущества, задуманная еще кайзером Вильгельмом в конце 90-х гг. XIX века, - идет полным ходом. В 1896 г. британский журналист Э. Э. Уильямс выпустил ставшую в то время очень популярной брошюру "Сделано в Германии": "Гигантская торговая держава поднимается, чтобы бросить вызов нашему процветанию и состязаться с нами в борьбе за контроль над мировой торговлей". Сегодня беспокойство западных партнеров ничуть не меньше, чем в конце XIX века.
Германия уже победила и существует за счет других. Казалось бы, при таких обстоятельствах немцы должны быть богаты и счастливы, ведь, несмотря на ухудшение жизненных условий, они все еще живут намного лучше других. Однако неравномерное распределение богатства и разруха в важных жизненных структурах продолжают все больше и больше раскалывать общество. По мнению вице-канцлера и министра финансов Германии Олофа Шольца, "вероятность массовых протестов в стране нельзя недооценивать, феномен "желтых жилетов" возможен и в Германии".
У немцев еще сохранилась ностальгия по старым добрым временам, когда зарплаты главы семейства хватало для содержания семьи, жена следила за хозяйством и детьми и раз в год можно было поехать всем вместе в отпуск. Несмотря на имеющиеся удобства и комфорт, родители все равно надеялись, что их дети будут жить лучше, чем они сами. Сегодня уже мало кто из представителей среднего класса может себе позволить жить на одну зарплату в семье, и все меньше родителей надеются, что их детям будет лучше. Цены на жилье и продукты питания растут, многим уже не хватает и двух зарплат на семью, не говоря о возможности откладывать деньги на старость или на учебу детям.
Инфляция официальная и реальная
Обычный немецкий потребитель, выходя из магазина, все чаще замечает, что чек становится короче, а сумма на нем все больше. При этом согласно официальным статистическим данным инфляция на январь 2019 г. - 1,4%, а в 2018 г. инфляция в среднем составляла всего 1,9%. Стоимость жилья, коммунальных услуг, топлива, продуктов питания сильно повысилась. Картофель по сравнению с прошлым годом подорожал на 25,5%, морковь - на 18,5%, рыба - на 60%, цена на масло и молоко выросла почти на 100%. Булочка, которую я с удовольствием покупала на завтрак перед работой, подорожала на 45%. Если еще год назад на продукты для семьи из четырех человек было достаточно 80 евро в неделю, то сейчас необходимо уже 120 евро (причем корзина стала скромнее).Почему официальная инфляция так сильно отличается от реальной? Дело в том, что в потребительской корзине количество подорожавших продуктов умышленно уменьшается, а количество подешевевших (якобы необходимых потребителю) увеличивается. Например, продукты питания значительно дорожают, а билеты в кино, на поезд и самолет дешевеют. Получается, если бы граждане тратили оставшиеся после оплаты квартиры и коммунальных услуг деньги не на подорожавшие продукты, а на поход в кино и на путешествия, то их персональная инфляция была бы ниже и соответствовала официальной.
Прожиточный минимум и зарплаты
Прожиточный минимум в Германии с 2019 г. составляет 9168 евро в год на взрослого человека, это 768 евро в месяц. С этой суммы государство не снимает налоги. Все, кто зарабатывает больше, налоги платить обязаны. Стоимость жилплощади, необходимой одному человеку в 40 кв. м, по данным бундестага на 2019 г., составляет 289 евро, в то время как реальная стоимость квартиры такого размера на рынке съемного жилья в среднем 500-900 евро. В прошлом году минимальная зарплата в час составляла 8,84 евро в час брутто, в 2019 г. она увеличилась до 9,19 евро.Сегодня более четырех миллионов немецких граждан трудятся полный рабочий день (38-40 часов в неделю) за минимальную зарплату, и их число постоянно растет. Также увеличивается количество тех, кто работает неполный рабочий день. По статистике из 39 млн наемных рабочих 12 млн работают 15-20 часов в неделю. Примерно половина из них – это женщины с маленькими детьми, которые не могут работать больше. Однако остальные 6 млн охотно трудились бы больше, но не имеют такой возможности. В то же время граждане, устроившиеся на полный день и подписавшие постоянные контракты, вынуждены работать по 48 и больше часов в неделю, часто без оплаты за дополнительные часы из-за страха потерять место.
Средняя зарплата рабочего, например строителя, в западных землях Германии составляет примерно 2400 евро брутто, а в восточной части - всего 1998 евро (в восточной части Германии зарплаты значительно ниже). Зарплата электромонтера в среднем 2600 евро, электротехник получает больше, около 3700 евро. Сотрудник бюро, к примеру, бухгалтер, зарабатывает обычно 3150 евро до вычета налогов, а продавец в магазине или кассир - около 2 тыс. евро. Зарплата воспитателя в детском саду составляет от 2500 до 3200 евро в зависимости от стажа работы, учитель может рассчитывать на 4300 евро. Инженер получает 3500 - 7800 в зависимости от предприятия и квалификации. Такие зарплаты получают наемные работники за полный рабочий день (38-40 часов в неделю).
Сотрудники крупных концернов, как, например, Airbus или Daimler, зарабатывают больше, на маленьких частных предприятиях ставки намного ниже. После вычета налогов строитель с зарплатой 2400 евро получит в конце месяца на свой банковский счет 1646,94 евро (при расчете суммы нетто, то есть после налогов, учитывается количество детей, семейное положение, от которого зависит налоговый класс, медицинское страхование, пенсионное страхование и т. п.). Электротехник с зарплатой 3700 евро при тех же условиях на руки получит 2337,56 евро.
В последние годы стало очень сложно найти рабочее место с постоянным контрактом, гарантирующим социальную защиту. Крупные предприятия и государственные учреждения предпочитают брать на работу людей по временному трудовому контракту, а лучше всего без специального образования с минимальной оплатой труда. Дефицит учителей и воспитателей вызван не только недостачей специалистов, но и отсутствием дополнительных ставок в образовательных и воспитательных учреждениях. Детскому саду намного выгоднее взять на работу в качестве второго воспитателя для группы человека "с улицы" без какого-либо образования и платить ему минимальную зарплату, а также не оплачивать дополнительное рабочее время, которое накапливается из-за дефицита персонала и недостаточного количества часов по рабочему контракту.
Концернам Airbus или Daimler выгоднее работать со временными рабочими и экономить на их зарплате, чем брать человека на постоянное место с достойной зарплатой и социальной страховкой. Все больше немецких граждан вынуждены искать к основной дополнительную работу, чтобы свести концы с концами. Люди с низкими зарплатами выплачивают мизерные суммы в пенсионную кассу, а те, кто работает по 15-20 часов в неделю, не платят туда вообще. Это значит, что все они будут нищими в старости.
Договор о миграции, подписанный правительством в прошлом году в Марракеше, вызвал в Германии критику и недоверие. Договор означает, что количество мигрантов в стране еще больше увеличится, а зарплаты станут еще ниже. В Германии и так достаточно экономических мигрантов из европейских стран. Недостаток рабочей силы связан в основном с низкой оплатой труда представителей рабочих профессий. В последние десятилетия немецкая молодежь училась на экономистов, финансистов и специалистов по налогообложению, потому что они больше зарабатывают. В результате не хватает электриков, водопроводчиков, столяров и плотников. Вопрос с дефицитом кадров можно легко решить, если платить людям достойную зарплату и сделать эти профессии привлекательными для молодого поколения, тем более что положительный торговый баланс страны это позволяет.
Сделано в Германии
В 2018 г. страна продолжила экспортировать больше товаров, чем потреблять. Однако, по мнению экспертов и населения, деньги не идут на первоочередные нужды. Недостаток инвестиций в образование, заработные платы, инфраструктуру, цифровые технологии приводит Германию к разрухе. Печально известны инвестиционные проекты, съедающие профицит. Например, строительство железнодорожного вокзала в Штутгарте ("Штутгарт 21"), который должен был в два раза увеличить пропускную способность старого вокзала. При этом новострой имеет в два раза меньше железнодорожных путей, непозволительный для вокзала наклон и предполагает туннель, который не отвечает правилам пожарной безопасности. Сумма инвестиций в вокзал, который никогда не начнет функционировать, составляет 10 млрд евро.Еще один пример сомнительных инвестиций - новый аэропорт в Берлине, который строится уже почти 13 лет и обойдется налогоплательщикам в лучшем случае в 7,3 млрд евро (если опять не подорожает). На сегодняшний день территория аэропорта используется в качестве кладбища для дизельных автомобилей "Фольксваген", которым запрещено ездить по немецким дорогам.
По мнению ведущих экономистов, профицит Германии вредит мировой экономике, потому что вместе с экспортом товаров Германия экспортирует в соседние страны также и безработицу. Высокая конкурентоспособность страны существует за счет обнищания не только собственного населения, но и населения других стран. Заработные платы немецких граждан, которые способствуют экспорту, т. е. действительно что-то производят, а не перебирают бумаги в министерствах, за последние 30 лет практически не повышаются. Наоборот, постоянно увеличивается количество временных рабочих, зарплата которых на 60% меньше зарплаты сотрудников с постоянными контрактами.
На сегодняшний день в Германии самый большой в Европе процент граждан (более 20%), получающих минимальную зарплату. Если одна страна постоянно больше экспортирует, чем импортирует и потребляет, то должны быть страны, которые покупают больше товаров, чем продают. Неудивительно, что промышленность Франции, Италии, Испании и других европейских странах, не выдерживая конкуренции, постоянно сокращается, а количество безработных там увеличивается.
За счет безработицы в других странах Германии удалось сохранить гораздо больше рабочих мест на своих промышленных предприятиях. Чтобы поддерживать экспорт, немцы активно раздают кредиты: страны влезают в долги, но смогут покупать немецкие товары. Однако эксперты считают такое кредитование опасным, поскольку в случае дефолта этих государств долги придется списывать.
Так называемая "Вельтполитик" - стратегия завоевания мирового политического, стратегического и экономического могущества, задуманная еще кайзером Вильгельмом в конце 90-х гг. XIX века, - идет полным ходом. В 1896 г. британский журналист Э. Э. Уильямс выпустил ставшую в то время очень популярной брошюру "Сделано в Германии": "Гигантская торговая держава поднимается, чтобы бросить вызов нашему процветанию и состязаться с нами в борьбе за контроль над мировой торговлей". Сегодня беспокойство западных партнеров ничуть не меньше, чем в конце XIX века.
Германия уже победила и существует за счет других. Казалось бы, при таких обстоятельствах немцы должны быть богаты и счастливы, ведь, несмотря на ухудшение жизненных условий, они все еще живут намного лучше других. Однако неравномерное распределение богатства и разруха в важных жизненных структурах продолжают все больше и больше раскалывать общество. По мнению вице-канцлера и министра финансов Германии Олофа Шольца, "вероятность массовых протестов в стране нельзя недооценивать, феномен "желтых жилетов" возможен и в Германии".
Источникvestifinance.ru