В конце апреля в Ташкенте пройдет второй консультативный саммит глав государств Центральной Азии, получивший название "Навруз". Об этом сообщил министр иностранных дел Узбекистан Абдулазиз Камилов в ходе состоявшейся международной конференции "Взаимосвязанность Центральной Азии: вызовы и новые возможности". Высказанные в ходе форума предложения и идеи экспертов из 36 стран мира, по расширению регионального сотрудничества будут учтены в разработке повестки для предстоящей встречи президентов.

На ташкентской встрече, которая стала логическим продолжением состоявшейся в ноябре 2017 года Самаркандской конференции по Центральной Азии (ЦА), были подведены итоги первых двух лет активной региональной кооперации и обсуждались варианты будущей долгосрочной стратегии по развитию регионального сотрудничества. "Состоявшийся в ходе конференции обмен мнениями подтвердил, что усиление взаимодействия в Центральной Азии – это объективная, устойчивая и необратимая тенденция, основанная на твердом политическом выборе всех стран региона и имеющая глубокие исторические предпосылки", – заявил Камилов, подводя итоги форума. По словам министра, подтвержден так же принципиальный выбор всех стран Центральной Азии в пользу дальнейшего наращивания взаимовыгодного регионального сотрудничества.

Развитие торговли становится основным драйвером взаимоотношений между республиками. В частности, товарооборот Узбекистана с соседями в 2018 году вырос более, чем на 50%. У Казахстана более скромные показатели – товарооборот со странами ЦА увеличился до 20,2%. При этом, как отметил заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Санат Кушкумбаев, основным торговым партнером Казахстана среди центральноазиатских государств является Узбекистан. С традиционными партнерами, такими как Туркменистан и Киргизия зафиксировано падение объемов торговли. С Ашхабадом на 8,2%. С Бишкеком - на 5%. "Страны Центральной Азии продолжают расширять экономическое сотрудничество как внутри региона, так и на внешнем рынке. Однако, разнонаправленность процессов экономического развития, внешнеэкономическая разновекторность, усиление конкуренции внешних игроков за влияние в регионе препятствуют формированию устойчивой конструкции многосторонних отношений", – отметил Кушкумбаев.

Эксперт также отметил, что финансовые системы стран Центральной Азии (за исключением Казахстана) недостаточно интегрированы в глобальные финансовые рынки. Неразвитость финансовых рынков отражается на возможностях опережающего роста экономик региона и еще более обуславливает возрастающую зависимость от иностранных источников финансирования. Запуск финансового хаба Международного финансовый центр "Астана" может стать стимулом для развития фондового рынка стран центральноазиатского региона и инструментом привлечения инвестиций. "Перспективным направлением сотрудничества остается развитие транзитно-транспортного потенциала. Причем совместное строительство и модернизация транспортной и транзитной инфраструктуры в рамках китайской инициативы "Пояса и пути" только усилят эффект", – считает Кушкумбаев.

Реализация крупных инфраструктурных проектов с афганским участием в таких направлениях, как энергетика и транспорт, а также сотрудничество в гуманитарной сфере становятся одним из факторов, благоприятствующих региональному взаимодействию. Решение проблем в области безопасности и борьба с терроризмом и экстремизмом в Афганистане могут быть также реализованы путем экономического и гуманитарного сотрудничества стран региона.

Заместитель директора Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан Парвиз Мухаммадзода обратил внимание на водно-энергетический потенциал своей страны. "Использование гидроэнергетического потенциала Таджикистана позволит обеспечить львиную долю потребления стран региона чистой с экологической точки зрения энергетики. Согласно международным оценкам, Таджикистан занимает шестое место в мире по производству электроэнергии из возобновляемых источников. После ввода в действие новых мощностей, в том числе Рогунской ГЭС, выйти на второе или третье место в мире. Это может стать вкладом Таджикистана в решение одной из главных глобальных проблем – сокращения углекислого газа в атмосферу", – сказал таджикский эксперт. По его словам, от дальнейшей активности в регулировании региональных проблем ЦА в водно-энергетическом секторе во многом будут зависеть перспективы развития региональной интеграции и безопасность в ЦА, возможность привлечения инвестиций в развитие гидроэнергетики. В перспективе комплексное решение поставленных задач будет способствовать рациональному и эффективному использованию водно-энергетического потенциала, а это одно из важнейших направлений роста экономики стран региона.

В центре внимания участников был и афганский вопрос. Как отметил председатель Института Центральной Азии и Кавказа (США) Фредерик Старр, очень важно, что страны относятся к Афганистану не как к проблемному соседу, а как к неотъемлемой части региона. Совместно реализуется ряд инвестиционных проектов в транспортной сфере, энергетической, гуманитарной. Его поддержал директор Центра международной кооперации Нью-Йоркского Университета (США) Барнетт Рубин: "Афганистану необходимо содействие для того, чтобы поддерживать свою экономику, что невозможно без "взаимосвязанности" и регионального сотрудничества. Думаю, что с достижением прогресса в мирном урегулировании в ИРА роль Узбекистана еще более укрепится". Зарубежные эксперты предложили воспользоваться опытом работы моделей регионального сотрудничества – АСЕАН, Нордический совет, Европейский союз и применить их в условиях ЦА.

Посол Швеции в Узбекистане Ингрид Терсман рассказала об опыте интеграции северных стран, которая началась в 1950 году в сфере экономики, транспорта, образовании, науке и демократии. "Северная синергия" дает добавленную стоимость и для стран, и народов. И осуществляется она в форме межправительственного сотрудничества. Раз в год собирается парламентский совет, на котором задаются вопросы министрам всех стран альянса. Он так и называется "Час вопроса". Это очень сложный час для каждого из министров", – отметила посол. При этом каждая страна независима в этом сотрудничестве. Например, три из стран альянса являются членами НАТО – Дания, Норвегия и Исландия. В тоже время Норвегия и Исландия не являются членами Европейского союза.

Внутри альянса создано свободное перемещение товаров, услуг и граждан. Это означает, что граждане северных стран перемещаются внутри региона без паспорта. Они также могут работать в любой из стран и получать социальную защиту, как на родине. "Северная синергия" имеет поддержку граждан альянса. И аналогов в мире такой поддержки нет. Одна из причин поддержки населения в том, что в альянсе 700 организаций независимых от правительств, которые работают на национальном уровне, межрегиональном, это также бизнес и спортивные организации, профсоюзы. Создана также единая интернет сеть, которая управляет "Северным сотрудничеством". Мы хотим быть сильным "северным голосом" не только европейском контексте, но и в международном формате. Накоплен интересный опыт в дипломатической сфере - создан общий корпус. То есть дипломаты стран "Северной синергии" в других странах мира располагаются под одной крышей".

Директор Центра постсоветских исследований МГИМО Станислав Чернявский призвал не навязывать странам региона чуждые модели. Он напомнил, что в ЦА действуют интеграционные объединения такие как Евразийский экономический союз, ОДКБ, ШОС. "Россия входит в Евразийский регион, и именно ей Казахстан, Туркменистан и Узбекистан обязаны спокойствием на их северных границах, а также трудоустройством десяткам тысяч граждан работающих сегодня в РФ и обеспечивающих средствами своих родственников оставшихся дома", - подчеркнул эксперт. Чернявский отметил, что в России приветствуют деятельность узбекского руководства, направленную на укрепление стабильности и сотрудничества в регионе. "Мы рассматриваем реализуемую в ЦА политику регионального сближения как исторически обусловленную необходимость, а не навязанный кем-либо из вне процесс", - сказал российский эксперт.

Джейсон Кэмпбелл, эксперт по международной безопасности аналитического института RAND Corporation (США) считает, что конференция важна не только для стран Центральной Азии, но и для мирового сообщества, так как оно может наблюдать процесс регионального взаимодействия по таким направлениям, как торговля, транспорт и безопасность. Прилагаемые усилия могут привлечь большее внимания за счет высокого воздействия. Узбекистан играет важную роль в региональной политике, и она будет, только укрепляться. Страны, заинтересованные в решении афганского вопроса, видят потенциал в инициативах Узбекистана по достижению стабильности в ИРА в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Абдулазиз Камилов акцентировал внимание не том, что процесс сближения в Центральной Азии не направлен против чьих-либо интересов. Наоборот, инвестирование в сотрудничество содействует становлению процветающего региона, а значит – надежного и предсказуемого международного партнера.

 

Виктория Панфилова, обозреватель "Независимой газеты" специально для "Вестника Кавказа"