Огромные танкеры заходят в этот порт в Балтийском море дважды в месяц: они перевозят сжиженный природный газ от производителей в Катаре, Норвегии и Соединенных Штатов. Топливо поможет обеспечить светом и теплом миллионы польских домов, постепенно сокращая при этом зависимость страны от угля, пишет «Нью-Йорк Таймс».
Огромные танкеры заходят в этот порт в Балтийском море дважды в месяц: они перевозят сжиженный природный газ от производителей в Катаре, Норвегии и — все чаще — из Соединенных Штатов. Топливо поможет обеспечить светом и теплом миллионы польских домов, постепенно сокращая при этом зависимость страны от угля.
Это топливо также представляет собой важную геополитическую стратегию.
Польша нацелена положить конец своей зависимости от российской энергетики в течение ближайших нескольких лет, что вписывается в более масштабную стратегию Европы по диверсификации энергетических поставок в регионе. Отношения с Россией были неблагополучными, что порой приводило к определенным рискам из-за политических разногласий, а также из-за роли Польши, бывшего советского спутника, в НАТО.
Страна нашла готовую замену в виде Соединенных Штатов, обладающих большим запасом природного газа в результате сланцевого «бума», и политические стимулы ослабить удушающую хватку России на горле Европы. Превращенный в жидкое состояние природный газ может транспортироваться по всему миру.
Американские компании располагают теперь контрактами на десятки лет вперед и обещают обеспечить Польшу объемом газа, эквивалентным половине ее нынешнего газового импорта. «Когда Польше предоставили выбор поставщиков и предложили выгодное торговое соглашение, она была рада приобретать американскую продукцию», — рассказал Дэвид Л. Голдуин (David L. Goldwyn), занимавший в Госдепе при администрации Обамы пост советника по международным энергетическим вопросам, а теперь возглавляющий консалтинговую компанию «Голдуин Глобал Стрэтеджиз» (Goldwyn Global Strategies).
Решимость Польши неотъемлемо связана с этим портом в городе Свиноуйсьце. Десять лет назад в результате конфликта между Россией и Украиной интересы Польши и некоторых ее соседей оказались проигнорированы, когда российский гигант «Газпром» перекрыл на три недели стратегический газопровод в связи с политическим спором из-за цен. Значительное количество газа, который Россия экспортирует в Европу, проходит через Украину.
Приостановка поставок в 2009 году послужила для Польши стимулом построить терминал, который стоит приблизительно один миллиард евро, часть этой суммы была выделена Европейским союзом. Терминал назван в честь Леха Качиньского (Lech Kaczynski), польского президента, погибшего в авиакатастрофе в России в 2010 году, эта потеря усугубила антироссийские настроения в Польше.
«Стратегия компании состоит исключительно в том, чтобы забыть о восточных поставщиках и, особенно, о „Газпроме"», — заявил Петр Возняк (Piotr Wozniak), президент котирующейся на рынке государственной компании «PGNiG», доминирующей на польском газовом рынке.
«Для нас это новый мир, — добавил господин Возняк. — Если я плачу американцам, значит, я плачу своим союзникам по НАТО». В штате, состоящем примерно из 90 человек, работающих на хорошо охраняемой территории в 40,5 гектара в этом живописном портовом городе чувствуется дух товарищества и целеустремленности. Многие перебрались в этот район совсем недавно и говорят, что сблизились, помогая друг другу с повседневными делами, например, с ремонтом по дому.
«Мы знаем, что терминал играет очень важную роль в энергетической безопасности Польши, — говорит Гржегорж Бледовски (Grzegorz Bledowski), заместитель директора по производству, добавляя, что завод может с легкостью выкачивать достаточное количество природного газа, чтобы восполнить любые перерывы поставок в Польшу.
Благодаря порту отношения Польши с Россией уже формируются заново.
Поставки газа из Катара начались в 2015 году, их дополняли разовые поставки от таких производителей, как Норвегия и Соединенные Штаты. Компания PGNiG говорит, что поставки сжиженного природного газа выросли почти на 60% в прошлом году по сравнению с 2017 годом, в результате импорт из России и восточных стран снизился на 6%. Россия на данный момент поставляет приблизительно половину польского топлива.
За последние полгода три американские компании «Шеньер Энерджи» (Cheniere Energy), «Венчур Глобал ЛНГ» (Venture Global LNG) и «Семпра Энерджи» (Sempra Energy) подписали долгосрочные соглашения с Польшей. Финансовые условия этих контрактов не раскрывались, и некоторые из них зависят от экспортных сооружений, которые еще только должны быть построены. Однако ожидаемые поставки в эту страну, где проживают 38 миллионов человек, могут принести американским поставщикам доход в миллиарды долларов.
«Привлекательность СПГ состоит в его гибкости», — говорит Анатоль Фейгин (Anatol Feygin), коммерческий директор компании «Шеньер».
Если все источники окажутся успешными, у Польши будет более чем достаточно газа, чтобы заменить объем, поставляемый «Газпромом». Два соглашения с американцами также позволяют польской энергетической компании принимать грузы от компаний, а потом продавать газ на другие рынки.
В интервью в своем варшавском офисе господин Возняк, геолог и бывший министр экономики, охарактеризовал «Газпром» как агрессивную и ненадежную компанию. Жестикулируя с сигаретой в руке, он начертил на карте газопроводы «Газпрома», ползущие из России в промышленный центр Европы.
«Газпром» стремится, по его словам, «захватить эту жизненно важную часть европейского рынка и монополизировать его по собственному усмотрению».
Представитель «Газпрома» отказался прокомментировать ситуацию. Сжиженный природный газ кардинально изменил политику газопроводов, создав конкуренцию для таких давних поставщиков, как «Газпром». Импорт СПГ по всему миру вырос более, чем на 9% в прошлом году, продемонстрировав гораздо большие темпы, чем нефть и газ, согласно данным исследовательской компании в энергетическом секторе рынка «Ристад Энерджи» (Rystad Energy). В то время как Соединенные Штаты являются на данный момент всего лишь скромным экспортером газа, в ближайшие десятилетия они могут стать мировым лидером, как Катар, что будет возможно за счет таких революционных технологий, как гидроразрыв.
На этом фоне между поставщиками в энергетическом секторе, такими как Россия и Алжир, с одной стороны, и новыми поставщиками, как Соединенные Штаты, разгорается своего рода холодная война.
Администрация Трампа представляла продажу американского газа в Европу как защиту от Москвы. Администрация в целом стремилась установить более тесные связи с правительством Польши, где размещено около 4500 военных из Соединенных Штатов. В ноябре секретарь по энергетике Рик Перри (Rick Perry) полетел в Варшаву подписать контракт от компании «Шеньер».
Президент Трамп также настаивал, чтобы Европа покупала больше природного газа, так как европейские чиновники пытаются избежать пошлин на стратегическую автопроизводящую промышленность. Вашингтон одержал в этом месяце победу, когда Германия, крупнейший потребитель российского природного газа, согласилась построить свой первый терминал для СПГ, готовясь к возможной торговле.
«Опора на российский газ является стратегической необходимостью», — заявил заместитель министра США по энергетике Дэн Бруетт (Dan Brouillette) в Берлине на мероприятии, направленном на дальнейшее развитие терминала.
Однако это сложный расчет.
Германия в прошлом полагалась на российские газопроводы, и крупнейшей экономике Европы безусловно понадобится в будущем российское топливо. Берлин дал добро на строительство большого нового газопровода под Балтийским морем из России под названием «Северный поток-2», что вызвало недовольство как Польши, так и Соединенных Штатов.
Вопрос цены также является весьма немаловажным. Цены на газ во многом устанавливаются финансовым рынком, а Россия может производить газ дешево.
Перспектива соперничества, так же как антимонопольные разбирательства Европейского союза, вынудили «Газпром» изменить свою манеру ведения бизнеса. На большей части Европы российский гигант изменил условия своих соглашений до рыночных цен за газ; это не коснулось цен на нефть, ситуация с которой может кардинально отличаться, как утверждает Джонатан Стерн (Jonathan Stern), известный доцент Оксфордского института по исследованиям в энергетике.
Производство сжиженного газа в Соединенных Штатах и отправка его в Европу может удвоить его стоимость для американских компаний. При нынешних ценах прибыль остается незначительной, хотя отправка больших объемов в Европу оказала положительное влияние.
Что касается Польши, то здесь на цену может повлиять политика. Правительство планирует расширить этот терминал, обладающий на данный момент потенциалом импорта, составляющим около четверти годовой потребности Польши. Она также хочет построить газопровод из Норвегии, где находящаяся под государственным контролем компания PGNiG инвестирует в сеть газовых месторождений, которые должны оградить Польшу от политического вмешательства.
«В торговле СПГ цена является всего одной составляющей, — говорит Джеффри У. Мартин (Jeffrey W. Martin), председатель и генеральный директор „Семпра Энерджи" в Сан-Диего, подписавший соглашение о поставках в Польшу газа с запланированного техасского завода в прошлом году. — Большой проблемой является бесперебойность поставок».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.