Анализ повестки китайско-евразийской интеграции в начале апреля.

С января по февраль 2019 года китайские инвесторы вложили средства в 1416 зарубежных предприятий нефинансовой отрасли из 138 стран и регионов. Суммарный объём инвестиций составил 15,66 млрд долларов, доходы от вложений — порядка 40 млрд. Численность граждан Китая, направленных за границу, — 68 тыс. человек; по состоянию на конец февраля их общая численность составила 966 тыс.

Активно продвигается инвестиционное сотрудничество Китая со странами «Пояса и Пути». С января по февраль инвестиции составили 2,3 млрд долларов (рост 7 %). Объём новых заключённых сделок — 12,23 млрд.

Инвестиции направлялись главным образом в следующие отрасли: аренда, коммерческое обслуживание, производство. Их доли заняли 28,2 %, 20,5 % и 10,2 % соответственно. За счёт внешнего инвестирования учреждены 618 новых предприятий или предприятий со слияниями и поглощениями (завершено 45 проектов в виде трансграничных слияний и поглощений в 22 странах и регионах).

Ещё большему наращиванию активности китайского бизнеса, по оценке экспертов, будет способствовать решение Китайской железнодорожной корпорации о снижении тарифов на грузоперевозки (в т. ч. рассматривается китайским руководством как мера компенсации китайским компаниям потерь от американских санкций). Так, в частности, оператор снизит тарифы на повагонные и сборные отправки, контейнерные перевозки. К тому же сокращается размер платежей за отправление выделенных маршрутов. Снижение тарифов сэкономит грузоотправителям около 893 млн долларов в год.

Отметим, что с 1 апреля в Китае снижена ставка НДС. Для индустрии железнодорожных грузоперевозок ставка налога снижена с 10 % до 9 %.

Развитие азиатского вектора занимает важнейшее место в стратегии будущего России. Наращивая свой логистический потенциал, Москва делает активную заявку на увеличение своей доли в мировой системе движения товаров.

Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна по итогам 2018 года увеличился по сравнению с 2017 годом на 4,5 % до 200,5 млн т и продолжает расти. Объём перевалки сухогрузов составил 125,5 млн т (+6,8 %), объём перевалки наливных грузов — 75 млн т (+1 %). Доля экспортных грузов в грузообороте Дальневосточного бассейна — 86,2 %; доли импорта, транзита и каботажа составляют 3,6 %, 0,5 % и 9,7 % соответственно.

Грузооборот же морских портов Арктического бассейна увеличился в 1,3 раза и составил 92,7 млн т: объём перевалки наливных грузов составил 62,3 млн т (+41 %), сухогрузов — 30,4 млн т (+4,3 %).

Отмечается положительная динамика совместных производственных и логистических проектов Москвы и Пекина.

Китайская корпорация «Дунцзин» совместно с Китайской компанией строительства портов планирует реализовать на территории Дальнего Востока экспортоориентированный инвестиционный проект с полным циклом производства и транспортировки сельскохозяйственной продукции. Первый этап проекта будет реализован в Хабаровском крае — строительство терминала мощностью 400 тыс. т в год, склада мощностью 85 тыс. т, пункта пропуска и двух новых причалов.

В Еврейской автономной области состыкованы две части трансграничного железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян.

Среди совместных проектов в производственной сфере отметим открытие завода Angel в особой экономической зоне промышленно-производственного типа регионального уровня «Данков» Липецкой области — первого китайского дрожжевого предприятия на территории России.

Проектная мощность предприятия — 15 тыс. т сухих и 15 тыс. т прессованных дрожжей в год. Запуск нового производства повысит уровень производства дрожжей в России, улучшит внутренний дрожжевой рынок и будет способствовать развитию российской хлебопекарной промышленности. 

Кроме того, на предприятии будут производить экологически чистые органические удобрения и корма для животных. В данный момент в ООО «Ангел Ист Рус» работают более 500 человек. Продукцию завода планируется поставлять на внутренний рынок, а также в страны Ближнего Востока и СНГ.

В гуманитарной сфере в отчётный период отметим состоявшееся открытие в китайской столице Центра российских исследований, созданного совместно Китайской академией общественных наук и Дальневосточным федеральным университетом России.

В центре российских исследований будут проводиться совместные конференции, исследования, студенческие симпозиумы, конкурсы и прочие мероприятия, направленные на содействие сотрудничеству между образовательными и научными учреждениями двух стран, будут вноситься предложения по развитию сотрудничества между соответствующими структурами и регионами двух государств.

Беларусь — Китай

В рамках развития железнодорожных грузовых перевозок Китай — Европа 2 апреля запущен маршрут, соединяющий портовый город Циндао в провинции Шаньдун на востоке Китая и столицу Беларуси Минск.

Новый маршрут стал частью сети мультимодальных перевозок города Циндао. К настоящему времени из Циндао открыты маршруты смешанных перевозок, связывающие Китай с Центральной Азией, Монголией и Европой.

Справка. Согласно таможенной статистике, в период с 2015 по 2018 год по маршрутам мультимодальных перевозок из Циндао было перевезено свыше 200, 300, 400 и 500 тыс. стандартных контейнеров в год соответственно.

Китайским руководством планируется превратить Циндао в международный интегрированный логистический узел, соединяющий Центральную Азию и Европу на западе, Южную Азию и страны АСЕАН на юге, а также Японию, Республику Корея и Азиатско-Тихоокеанский регион на востоке.

Международная конференция «Из Европы в Китай по Новому шёлковому пути: железнодорожная логистика транзитом через Беларусь» пройдёт 25 апреля во Франкфурте-на-Майне (Германия). Форум организован Белорусской железной дорогой при поддержке посольства Беларуси в Германии.

Планируется, что в мероприятии примут участие крупнейшие компании, лидеры рынка железнодорожных перевозок в сообщении Китай — Европа — Китай, а также руководители и представители железнодорожных компаний, портов, логистических терминалов из Беларуси, Германии, России, Латвии, Польши, Китая, Казахстана, Чехии и Нидерландов.

Главная тема конференции — контейнерные перевозки из Европы в Китай. Особый акцент будет сделан на развитии именно мультимодальных сервисов. Кроме того, участники форума обсудят перспективы развития грузовых железнодорожных перевозок из Европы в Азию, сопряжение железнодорожных маршрутов на стыке колеи 1520 мм и 1435 мм, эффективное партнёрство железных дорог, перевозчиков, операторов в логистической цепи доставки грузов.

Деловая программа конференции пройдёт в форматах пленарных сессий и дискуссий, во время которых будут обсуждены новые подходы по взаимодействию и сотрудничеству на рынке транспортных услуг, пройдёт обмен опытом и идеями по более эффективному ведению транспортного бизнеса.

Белорусская железная дорога рассматривает развитие перевозок контейнерными поездами в сообщении с Китаем в качестве стратегического и наиболее перспективного направления и ставит перед собой цель по созданию условий для расширения географии контейнерных поездов и активизации освоения грузопотоков в направлении из стран ЕС в Китай. Этому способствует участие БЖД в соглашении об углублении сотрудничества между железными дорогами Китая, Беларуси, Германии, Казахстана, Монголии, Польши и России.

***

Действия руководства Китая, направленные на нивелирование ущерба от действия американских санкций, в частности в области транспортного сообщения, потенциально способны в высокой степени стимулировать сообщение Китай — Европа именно через территорию ЕАЭС.

По оценкам аналитиков, максимально эффективно использовать открывающиеся «окна возможностей» вероятно лишь при наличии согласованного и системного подхода, а также соответствующих предложений именно со стороны союза. 

Отметим, что реализация логистического потенциала стран — членов ЕАЭС по взаимодействию с Китаем на данный момент больше напоминает своеобразное перетягивание одеяла, чем согласованные действия, и в конечном итоге снижает эффективность сотрудничества.

 Источник stanradar.com