Миллиардер Юсаку Маэдзава, основатель и генеральный директор онлайн-магазина одежды Zozo, написал самый популярный твит в истории. В январе в честь рекордных новогодних продаж Zozo (на 10 млрд иен) он устроил розыгрыш в Twitter, пообещав заплатить сотне случайных пользователей 100 млн иен ($900 000) за ретвит. Твит набрал 4,8 млн перепостов. Но популярность в Twitter для Маэдзавы не окупилась. За последний год стоимость акций Zozo упала на 26%, в результате чего его состояние уменьшилось на $700 млн. В рейтинге богатейших людей Японии этого года Маэдзава переместился с 18-го на 22-е место с состоянием в $2 млрд.
Маэдзава, которому принадлежит 36% Zozo, заработал свое состояние самостоятельно. Он начинал в 1990-е с дистанционных продаж дисков и пластинок любимых групп, работая за кухонным столом в своей квартире в Токио. В 1998 году он запустил Zozo (первое название — Start Today) и нашел свою нишу в дистрибуции модных брендов, которые раньше были доступны только в люксовых магазинах. Сегодня принадлежащий компании Zozotown — один из крупнейших розничных онлайн-магазинов Японии с выручкой почти 98 млрд иен за прошлый год.
Twitter — не единственное хобби Маэдзавы: 43-летний миллиардер попал во все заголовки в сентябре прошлого года, когда выкупил за неназванную сумму все билеты на первый полет вокруг Луны от компании SpaceX Илона Маска, который должен состояться в 2023 году. Кроме того, Маэдзава — увлеченный коллекционер предметов искусства: в 2017 году он потратил$110 млн на покупку картины Жан-Мишеля Баскии «Без названия» (1982).
Некоторые аналитики считают, что любовь Маэдзавы к общению с публикой подорвала уверенность инвесторов. «Доверие к компании неуклонно снижается», — говорит Дайро Мурата, исполнительный директор JPMorgan в Токио. В феврале Маэдзава заявил в Twitter, что на некоторое время перестанет писать, чтобы сосредоточиться на управлении компанией.
«У него бывают достаточно решительные суждения, — говорит Лиза Холден, представитель Zozo. — Но мнение наших инвесторов чрезвычайно важно для нас, и мы учитываем его в развитии бизнеса».
Вероятно, величайшей ошибкой Zozo был Zozosuit — костюм из эластичной ткани в горошек. Проект был запущен в 2017 году, покупатели могли бесплатно заказать такой костюм, надеть его и подключить Zozosuit к приложению, которое передавало интернет-магазину информацию о размерах покупателя. На основе этих данных интернет-магазин мог автоматически подбирать покупателям одежду, которая «сидела безупречно», говорилось в пресс-релизе Zozo. Однако проект Zozosuit провалился. В октябре 2018 года Zozo, разослав около трех миллионов костюмов, заявила, что снимает их с производства. В январе Zozo ограничила прогнозируемую прибыль за год, завершающийся 31 марта, суммой в 17,8 млрд йен. Это будет первое сокращение годовой прибыли Zozo с тех пор, как она вышла на биржу в 2007 году.
Новая программа скидок тоже обернулась проблемами: некоторые производители одежды остались недовольны снижением цен и пригрозили покинуть интернет-магазин. Несмотря на все трудности, JPMorgan верит, что Zozo сможет воспользоваться сильной позицией на рынке и восстановить прежнее положение. По данным банка, на долю Zozo все еще приходится 22% онлайн-продаж в Японии.
Источник www.forbes.ru