Нынешний трансатлантический раскол в отношении Тегерана станет началом новой, более нестабильной эры в глобальной политике.


Многие союзники США согласны с оценкой Америки опасного диктатора Саддама Хусейна еще в 2003 г., но некоторые, Франция и Германия, категорически не согласны с тем, что необходимо применять военную силу для решения проблемы. Из-за этого разногласия и начался резкий спад в трансатлантических отношениях. Теперь, когда напряженность грозит обострить отношения с Ираном, учитывая, что Трамп практически балансирует на грани, США рискуют еще одним серьезным разрывом со своими европейскими союзниками, который может подорвать финансовую мощь США.

Вторжение в Ирак привело к кризису в трансатлантических отношениях, потому что Франция и Германия яростно выступали против применения силы, чтобы помешать Ираку получить оружие массового уничтожения (ОМУ). Применяя дипломатический подход, они подвергли сомнению доказательства развития Ираком ОМУ, утверждая, что демократическое правительство привело бы к расцвету демократии в регионе. В результате в США поползли слухи о франко-германском предательстве, а Европа в свою очередь резко снизила поддержку лидерства США на мировой арене, что стало понятно из результатов опросов общественного мнения. Вторжение в Ирак практически привело к расколу между европейскими странами. Теперь, 16 лет спустя, европейцы почти единодушно считают вторжение ошибкой и не самым лучшим примером одностороннего подхода США.


США, ЕС и Иран пришли к этому состоянию еще до президентских выборов 2016 г. в США. Но недавнее нарушение Ираном максимального уровня обогащения урана, санкционированного ядерной сделкой, захват британских нефтяных танкеров, разворачивание американских войск в Саудовской Аравии впервые после войны в Ираке усилили трансатлантическую напряженность.

Еще будучи кандидатом в президенты, Трамп неоднократно критиковал ядерную сделку, подписанную администрацией Обамы с целью помешать Ирану разработать ядерное оружие. Он повторил заявления республиканцев о том, что соглашение было недостаточно жестким. Для европейцев соглашение оказалось успешным из-за его ограниченных целей и из-за того, что оно выиграло время для дальнейших переговоров. 8 мая 2018 г. президент Трамп заявил, что США официально покидают ядерную сделку и в одностороннем порядке вводят широкие экономические санкции. Франция, Германия, Великобритания, Китай и Россия резко раскритиковали этот шаг, объявив о своей решимости придерживаться условий сделки. За прошедший год США усилили давление на Иран на фоне все более отчаянных попыток Европы спасти сделку.

Почти сразу после выхода США из сделки французский министр финансов Брюно Ле Мэр попытался найти пути обхода санкций США, предполагая, что ЕС может использовать блокирующий статут, чтобы защитить европейские компании от вторичных санкций США. В августе 2018 г. министр иностранных дел Германии Хейко Маас призвал Европу выступить в качестве противовеса США и призвал создать европейский платежный механизм, похожий на систему SWIFT.

В сентябре 2018 г. верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини объявила о создании "Механизма специального назначения" (SPV), позволяющего европейским компаниям обходить санкции США и продолжать торговлю с Ираном в надежде сохранить сделку. Позднее он был преобразован в "Инструмент поддержки торговых обменов" (INSTEX), а недавно он был введен в действие. В декабре 2018 г. Европейская комиссия представила шаги по повышению роли евро в мировых платежах. Как отмечает комиссия, европейские предприятия проводят торговлю с использованием доллара США, привязываясь к финансовой системе США и подвергаясь санкциям США или "односторонним решениям, которые непосредственно влияют на операции в долларах".

Многие проводили сравнения между текущим кризисом с Ираном и войной в Ираке, но риск этого конфликта для трансатлантического альянса может оказаться еще больше. По общему признанию европейские компании выполнили условия санкций США, несмотря на предложение блокирующего статута ЕС. Канцлер Ангела Меркель отменила призыв Мааса создать европейский вариант SWIFT. INSTEX остается во многом символической системой, учитывая, что практически нет компаний, которые бы пользовались этой системой. США ожидают, что мало какие компании обратятся к ней для торговли санкционированными товарами.

Даже если удастся избежать войны или краха иранского режима, способного спровоцировать новый миграционный кризис, американские санкции против Ирана сильно повлияли на европейские бизнес-интересы и систему безопасности. Чтобы защитить и то и другое, Европа угрожает мерами, которые могут стать началом конца мировой экономической интеграции, которая продолжалась после окончания Второй мировой войны. Такие шаги ударят в самое сердце экономической мощи США, торговые и финансовые операции уйдут за пределы США, спровоцировав потенциально экстремальный ответ США.

Но, в отличие от Ирака, раскол в отношении Ирана может стать поворотным моментом для чего-то большего, чем просто трансатлантические отношения. Создание альтернативной финансовой архитектуры, угрожающей ЕС, может привести к финансовой балканизации по политическим направлениям. В результате странам, не согласным с политикой США, будет легче обходить санкции США. Что еще хуже, разрушенная финансовая архитектура может создать большие трудности, если понадобится координировать меры реагирования на будущие мировые финансовые кризисы. Нынешний трансатлантический раскол в отношении Ирана откроет новую, более нестабильную эру в глобальной политике.


Источник: vestifinance.ru