В зеленом пригороде Берлина американо-германская дружба жива и здорова. Американцы играют в футбол, ходят под парусами и танцуют со своими немецкими друзьями. Словом, в полной мере демонстрируется дружба между двумя странами. Однако это только демонстрация, уверен колумнист издания Politico Мэтью Карничниг.

Спустя почти 75 лет после окончания Второй мировой войны американо-германские отношения практически умирают. Согласно недавнему исследованию, около 85% немцев считают отношения Германии с США «плохими» или «очень плохими», явное большинство хочет, чтобы Германия дистанцировалась от США.

На этой неделе Ангела Меркель прибыла в США, чтобы принять участие в конференции ООН по климату, но встреча с президентом США, который также находится в Нью-Йорке, не входит в ее планы. Меркель не видела Трампа и во время ее последнего визита в США в мае.

Пока Меркель посещает конференцию ООН, ее преемник, министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр, находится в Вашингтоне. Здесь она, как ожидается, столкнется с более сложными вопросами в Пентагоне по поводу расходов Германии на оборону.

Разрушение связей, начавшееся задолго до прихода к власти Трампа, с тех пор усилилось. И у этого процесса есть свои последствия, которые выходят далеко за рамки двусторонних отношений двух стран. Поскольку Китай стремится расширить влияние в Европе, а Россия стремится использовать трансатлантический раскол, дезинтеграция германо-американского единства приведет к глубоким последствиям для будущего НАТО и более широкого мирового порядка.

Возможно, поэтому обе стороны пытаются сделать вид, что все в порядке.

«Немецкая культура у меня в крови», - сказал Трамп во время краткой встречи с Меркель на встрече G-7 во Франции в прошлом месяце. Он добавил, что для него будет «большая честь» посетить ее в Берлине.

Внезапная любовь Трампа к Германии вызвала у Меркель еле сдерживаемый смешок. Она приложила все усилия во время их совместной пресс-конференции, чтобы сохранить невозмутимость.

«Для нас не проблема решать сложные темы друг с другом», - подчеркнула она.

Берлин настолько обеспокоен ухудшением отношений со своим крупнейшим торговым партнером, что министерство иностранных дел Германии финансирует специальную инициативу «Вместе с Wunderbar», годовой цикл событий в США, который должен напомнить американцам, насколько эти 2 страны похожи.

Роль Меркель в культурных войнах Америки, где она играет то злодейку, открывшую двери неконтролируемой миграции мусульман, либо святую, спасающую нуждающихся, осложнил пиар-усилия Германии. Это стало очевидно во время майского визита немецкого лидера, когда ее приветствовали как спасителя во время ее выступления перед выпускниками Гарварда.

Меркель, казалось, упивалась этими похвалами. Другой вопрос, насколько это помогает Германии, которая зависит от США в экономическом и в стратегическом плане, ставить своего лидера в центре поля битвы Америки. Отношение немцев к Трампу гораздо более прямолинейно: он им откровенно не нравится.

Когда речь заходит об отношениях между народами, большинство американцев положительно относятся к Германии. Чего не скажешь об отношении немцев к США.

Но «сложные темы», на которые ссылалась Меркель, остаются доминирующим фактором в официальном разговоре. Будь то вопрос Ирана, торговли, расходов на оборону или изменения климата, Берлин и Вашингтон находятся в ссоре. Даже в тех областях, где по логике вещей они должны оставаться союзниками, например, в противостоянии Китаю, эти двое находятся в расколе.

Конечно, это заманчиво обвинять неспокойные отношения в жестоких нападках Трампа на Германию. Его высказывания о расходах Германии на оборону, ее хроническом сальдо торгового баланса и миграционной политике — одни из самых частых в его выступлениях.

«В отличие от любого другого президента, для Трампа, судя по всему, партнерство между равными нежелательно», - сказал недавно бывший министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль.

По правде говоря, американо-германский альянс никогда не был партнерством равных. На протяжении всей послевоенной эпохи в нем всегда сохранялась напряженность. Конрад Аденауэр и Джон Ф. Кеннеди испытывали взаимную неприязнь, Гельмут Шмидт и Джимми Картер откровенно презирали друг друга.

С 1960-х годов до окончания холодной войны немцы массово выходили на улицы, выражая несогласие с войной США во Вьетнаме и гонкой вооружений с СССР. Однако на этот раз все по-другому. И дело не только в Трампе. На протяжении десятилетий германо-американские отношения поддерживались не только военными союзами и деловыми интересами, но и личными связями. Даже немцы, критикующие США, согласны, что участие США лучше, чем альтернативный вариант.

Во время холодной войны миллионы американских солдат размещались в Германии, многие там женились и заводили детей. Тысячи немецких подростков уехали в США в качестве студентов по обмену, бесчисленное количество обучалось в университетах США.

С падением Берлинской стены численность военного персонала США резко сократилась с почти 250 тыс. в 1985 году до примерно 35 тыс. сегодня. Хотя немецкие старшеклассники обожают ездить в США, число студентов по обмену, направляющихся через Атлантику, с 2009 года сократилось примерно на 30%, составив менее 6 тыс. человек.

По мере постепенного вывода американских войск испарились и остатки благодарности, которую многие немцы испытывали за их присутствие.

Недоверие немцев начало развиваться после теракта 11 сентября. Хотя Германия присоединилась к возглавляемой США коалиции в Афганистане против талибов, Берлин не стал участвовать в войне в Ираке. Он отметил, что у него недостаточно доказательств того, что у Саддама Хусейна были запасы оружия массового уничтожения.

Решение Германии при тогдашнем канцлере Герхарде Шредере оказалось пророческим, однако оно оставило рану, которая полностью не зажила. В последние годы взгляд Германии на США был во многом сформирован Гуантанамо, шпионажем АНБ и атаками Трампа.

Из-за этих проблем немцам стало легче игнорировать настойчивые требования США о том, чтобы Берлин сократил свой огромный экспортный профицит, что, по мнению экономистов, усугубляет глобальные дисбалансы или чтобы он соответствовал целевым показателям расходов на оборону НАТО. Две последние администрации США также оказали давление на правительство Меркель, пытаясь потратить больше средств на безопасность. Однако Трамп привлек внимание немцев.

Почти 60 лет немцы и американцы праздновали свою дружбу, отмечая ежегодный Volksfest. Однако в июле фестиваль был отменен второй раз за три года после того, как мэр Берлина Михаэль Мюллер заявил, что не смог найти место для его проведения. И это далеко не единственный подобный инцидент.

США остаются гарантом безопасности Германии, однако для многих немцев, как в правительстве, так и вне его, Америка — просто еще один партнер, а не реальный друг.

На недавние предложения американских чиновников о том, чтобы Вашингтон перебросил свои войска из Германии в Польшу, в Берлине пожали плечами.

Поскольку официальные германо-американские отношения находятся далеко не в самом лучшем состоянии, небольшая группа преданных сторонников должна поддерживать разгорающееся трансатлантическое пламя.

«Трамп является доминирующим фактором в трансатлантических отношениях», - сказал Вольфганг Ишингер, бывший посол Германии в Вашингтоне.

Ишингер не верит, что американо-германский альянс может вернуться к исходному состоянию но, по крайней мере, есть надежда на отношения, которые избавили бы его страну от тирании и вернули ее к процветанию.

Источник  https://www.vestifinance.ru