Последние недели толпы специалистов, обозревателей и экспертов обсуждали падение фондовых рынков. Складывалось впечатление, что от уровня индексов зависит буквально все. Быть или не быть кризису – вот в чем вопрос. Но статья будет о том, что делает текущую ситуацию действительно крайне опасной – остановка реального сектора мировой экономики из-за карантинных мер
Сколько людей все знали и понимали, год, три или пять назад, только не говорили громко и не писали – зачем про очевидные всем вещи говорить-то? Вот и сейчас, количество специалистов по макроэкономике и денежному обращению растет как дрожжи в деревенском…, в тепле в общем. Индексы, QE, эмиссия, ФРС, металлическое золото – даже бабушки у подъезда начали жонглировать этими понятиями, может именно поэтому власти и заперли их по квартирам. Не иначе, как Силуанов и Набиуллина испугались конкуренции, может и не беспочвенно…
Самым страшным и тяжелым для мировой экономики является отнюдь не обвал на рынках, а карантинные меры, что ведут к развалу, распаду производственных цепочек и социальных связей.
Последствия карантина для мира
В настоящий момент глобальный мир стоит на грани падения в Величайшую депрессию (далее - Депрессия), аналога событий 1929-1939 гг. в США, но только в масштабе всего мира. Точка невозврата пройдена, Депрессии не избежать, ключевой вопрос – динамика и последовательность событий. Мы находимся внутри пассажирского отсека пикирующего самолета реальной мировой экономики.
Экономическая ситуация оказалась осложнена карантинными мероприятиями из-за коронавируса COVID-19 по всему миру, что уже привело к остановке и нарушению связей в реальной экономике. Без этих событий, запуск Депрессии проходил бы в два этапа – обвал финансовых рынков после выборов в США в ноябре 2020 года, и через полгода перетекание кризиса в реальный сектор. Динамика сжатия экономики составляла бы по 10% в год до равновесного состояния, т.е. потеря не менее 50% у США, ЕС и Китая (не менее 5 лет постоянного падения). Падение экономики других стран было бы в меньшем объеме, при этом у России есть шансы повторить успех роста экономики 30-х годов XX века на фоне общего падения.
Туман, туман… большинство, обратили свой взор на финансовый, фондовый рынок, не узрев настоящую опасность – удар проходит по реальному сектору экономики, что много страшнее.
Из-за карантинных мер и массового психоза скорость обвала реального сектора, без учета статистических подтасовок, составляет более 30% в годовом исчислении, а с учетом сферы услуг можно смело говорить о 50% (первичные оценки). Проблемы до реального сектора докатились на 1-1,5 года раньше.
На графике схематично показаны основные сценарии мировой экономики, в зависимости от сроков окончания карантинных мероприятий внутри стран (трансграничные людские потоки откроются позднее). Если психоз и паника будут остановлены до конца апреля 2020 года (Сценарий I), то возможны два варианта развития событий (экспертная оценка по состоянию на дату подготовки материала):
- вероятность 30% - реальную экономику смогут стабилизировать на 0,5 – 1 года. В этом случае будет восстановление не более 50% от падения, небольшая стабилизация и переход в Депрессию (больше нереально, все инструменты сломаны, предпринимаемые США действия приведут к высокой внутренней инфляции по доллару США и гиперинфляции по всем остальным валютам);
- вероятность 70% - переход в Депрессию сразу, без восстановления.
Динамика падения мировой экономики
Единый и глобальный мир не спасет прекращение карантина только в Китае, необходимо чтобы заработали основные экономические центры производства и потребления – США, ЕС и Китай. В текущем экономическом раскладе, здесь и сейчас, Россия лишь наблюдатель, но чем раньше мы уберем внутренние ограничения, тем лучше.
Для повышения шансов удержания и стабилизации необходимо сбить психоз, сформировать ощущение достижения дна, что самое худшее уже позади. Для этого нужно пару недель отсутствия ухудшения, а потом сакральная жертва, что на 1-2 недели полностью отвлечет внимание населения мира от коронавируса и собьет истерию.
Например, если ограничения внутри стран убрать в конце этой недели, и запустить экономические и социальные отношения, то вероятность ухода в Депрессию будет менее 50%, а отскок позволит по итогам года потерять всего 2%-3% мировой экономики. К сожалению, это маловероятный сценарий – лекарства/прививок нет, заявить, что угрозы не было, после всей постановки и принятых драконовских мер, никто не решится, даже если это и правда.
Чем дольше будут сохраняться карантинные мероприятия, тем меньше вероятность удержать экономику от падения в Депрессию. Точка невозврата – 100 дней, с момента начала разрушения социальных и экономических связей, т.е. до июня 2020 года.
Если ситуация с карантином будет сохранена до июня (Сценарий II), то переход в Депрессию в масштабах мира произойдет автоматически.
Любой другой сценарий ведет лишь к еще большему разрушению структуры мировой экономики и углублению дна будущей Депрессии, т.е. падение может оказаться не 50%, а например 70%.
Таким образом, точка невозврата для глобальной мировой экономики пройдена. В случае прекращения карантинных мероприятий до конца апреля 2020 года есть шанс в 30% стабилизировать ситуацию на 0,5-1 год, но потом все равно мир ждет падение в Депрессию.
Прекращения карантинных мероприятий в масштабах мира до конца апреля может не хватить для стабилизации ситуации, тогда по итогам 2020 года мировая экономика упадет на 15%.
Если внутренние процессы в ключевых экономических регионах мира – США, ЕС и Китай будут остановлены до конца июня, то шанса стабилизировать ситуацию даже на полгода не будет. По итогам первого года депрессии, мы узрим -20% и чем дольше будем рушить социальные и экономические шансы, тем глубже будет обвал и дальше уйдет дно. Ни о каких 50% падения речи уже не будет, провал будет еще глубже.
Механика депрессии
Остановка экономики на неделю, две да даже месяц не является критичной. Есть страны, которые чуть ли не полным составом раз в год уходят в отпуск (Италия, Норвегия и др.). В этом нет ничего страшного, так как отпуск подготовлен, получение услуг спланировано, в социальные отношения заложена смена деятельности, запасы готовой продукции наличествуют и т.д.
Экономика очень сложная среда, а в условиях крайне варварской эксплуатации и издевательства последних десятилетий, сильно разбалансированная. Несколько лет человечество стояло у края пропасти, когда любой сильный порыв ветра мог стать критичным.
Представьте, что у вас есть сложная технологическая цепочка, включающая сотни компаний, смежников, конкурентов и уникальных специалистов. Пару месяцев большая часть цепочки не работала, но точка невозврата в 100 дней не пройдена.
И вот вы запускаете завод после простоя. Несколько недель придется собирать сотрудников по домам, дачам и гаражам, наиболее ценных надо вытаскивать из запоя и решения выйти наконец-то на пенсию. Большинство отвыкло работать, приходить вовремя, не спать днем и т.д., навыки потускнели, качество труда резко упало.
Далее окажется, что запасов материала и комплектующих не хватает, половина поставщиков или еще не начало работать или уже разорились - нужно искать новых. Это требует времени и дополнительных средств, так как цены закупки и сроки изменились. Потребность в оборотных средствах растет дикими темпами, плюс выплаты персоналу во время простоя оказались тяжелыми.
Получить финансирование не получается вовсе, или под дикие проценты. Один из банков, где находились деньги, разорился, часть оборудования сломалось или разворовали и т.д. Продолжать список проблем можно очень долго.
В итоге вместо обычной партии в 100 единиц продукции по итогам месяца вы еле-еле выдаете 60, вот только спрос есть всего на 40, себестоимость выросла на десятки процентов, качество резко упало. В следующем месяце спрос скакнул до 120, но вы произвели всего 20, чтобы не работать на склад, вызвав следующую волну разбалансировки.
Все это происходит на фоне сильных убытков и дикого желания пожилых акционеров и руководителей – подать на банкротство и забыть этот кошмар.
Ладно, когда процессы деградации и распада протекают медленно и прозрачно, но когда вы просто не ожидаете, что доступные и дешевые комплектующие завтра испарятся – руки опускаются.
Таким образом, процессы в рамках Великой депрессии будут не такими страшными, как обвал из-за карантинной остановки экономики, если последняя продлится пару месяцев или более. Мало кто вспоминает шоковую терапию Егора Гайдара, а между тем социальные и экономические последствия от карантинных мероприятий могут переплюнуть тот ужас.
Плюс все осложнится высокой инфляцией по доллару США, и гиперинфляцией по всем остальным валютам.
Скрытый игрок
Две-три недели назад, я показывал, что у текущих событий два основных варианта причинности – слабое планирование основных игроков или четырехходовка правых либералов, решивших пожертвовать «фондовиками», ради будущей партии «программистов». На первый взгляд, первый вариант более вероятен, уж больно слабо играл Фининтерн с 2014 года, но… все самое интересное начинается после «но». Опять туман и ложный аэродром…
Делая небольшую выжимку из книги, я перечитал заключение, написанное ровно год назад. В нем приведена суть Стратегии Фининтерна, привожу этот текст без купюр, как он выйдет в книге (если бы не карантин, то в Москву книга приехала бы в следующие выходные).
Стратегия Фининтерна будет менее очевидной, попытка сохранить свое привилегированное положение до 2030 года, путем принесения в жертву США, проваливается, попытка перевести мировое лидерство на Китай (проект «Один пояс – один путь»), так же не дает успеха. Остается переворачивать игровую доску, переводя мир в архаичное состояние или уходить в сетевое подполье, беря под контроль информационную инфраструктуру, внедрение технологий «электронного концлагеря», передовое развитие науки, да исподволь менять психоисторические смыслы человечества.
Ослабление контроля над землями со стороны других проектов будут приводить к перехвату управления над ними со стороны правых либералов, будь то территории, население, элиты, ресурсы или потоки. Фининтерн во многом сольется с международным криминалом, перенимая его методы и выводя наднациональную деятельность на новый уровень.
Космическое развитие не обойдется без внимания Фининтерна, перехват этого направления развития человечества станет ключевой задачей.
Что до России, то Фининтерн для нас принципиальный враг, присутствие которого недопустимо на нашей территории, уж больно его принципы и образ будущего противоречат нашим традиционным психоисторическим смыслам.
Год назад этот текст был выделен мной в качестве основной линии стратегии Фининтерна, так как ничто другое не давало шанса на долгосрочный стратегический успех.
Очень хочу ошибаться, но возможно в нашем мире всё же проявилась очень сильная и интересная личность/группа лиц, способная играть и реализовывать четырехходовки, оказывающие влияния на всё человечество. Если так, то геостратегическая игра ближайших десятилетий будет крайне интересной и нетривиальной.
Хотелось бы ошибаться, но решение праволиберальной Британии о выходе из ЕС в начале этого года, неадекватные действия Саудовской Аравии, ориентирующейся намного больше на Фининтер, чем на промышленные элиты США, массовая поддержка нагнетания паники со стороны СМИ и международных структур, говорят в пользу этой версии.
Таким образом, вариант, что приближающееся начало Величайшей депрессии активно и осознано приближается Фининтерном, имеет значимую вероятность. Исходя из принципов стратегирования, нужно обязательно учитывать более сильный вариант действий противника, т.е. причинность текущих событий, в виде стечения идиотизма и ошибок, не стоит переоценивать.
Искренне буду рад ошибиться, но лучше так, чем не понять смысла социальной рекламы в Хайфе на русском языке - «Не считай себя самым умным, вокруг все евреи».
Резюме
Регулярно я говорю, что представление о среднем человеке, как о рациональном и индивидуалистичном не верно. В реальности человек иррационален и является социальным животным. События последних месяцев не являются исключением. Степень психоза, напряжения и групповой неадекватности в мире перехлестывает все допустимые значения.
Маразм нарастал постепенно, кто сейчас вспоминает про убийство генерала Сулеймани в начале года, когда через одного кричали про начинающуюся Третью мировую войну, первым актом которой станут столкновения США и Ирана.
Последние недели многие с упоением следили за перипетиями фондовых индексов США, фьючерсов на нефть, словами Дональда Трампа и решениями ФРС, а между тем северный белый лис подкрался незаметно и плотно занялся реальным сектором экономики. Карантинные мероприятия привели к началу распада социальных и экономических связей по всему миру.
События уже не закрыты туманом, ложная цель – финансовые рынки, не представляет интереса. Истинная цель – разрушение реального сектора, проявилась в полной мере.
Чем дольше экономика пребывает в состоянии делирия, тем меньше шансов избежать автоматического перехода в Величайшую депрессию после завершения карантина. В конце апреля шанс стабилизировать ситуацию от дальнейшего обвала на полгода-год составит всего 30%. Чем дальше будет продолжаться самоблокада, тем хуже перспективы. К концу июня их не останется совсем.
И да, в Италии уже начались мелкие грабежи продуктовых магазинов, три недели карантина и люди выхватывают продукты из тележек на парковках, выбегают мимо касс, и это только начало.
Еще один взгляд на текущую ситуацию немного сместил тона общей картины. Появление на стороне Фининтерна личности/группы, способной играть четырехходовками не кажется такой фантастичной. Жертва десятков триллионов долларов фондовых, молодых денег, ради долгосрочной стратегической цели – сильный и смелый ход. Очень хочу ошибиться в последнем, но не учитывать данный факт нельзя.
Что ждет мировую экономику? Если свернем карантин и удержим ситуацию, то 2020 год принесет -5%, ну а в ином случае, спад начнется с -15% и это будет неплохим вариантом.
В интересную и сложную эпоху нам придется жить, товарищи.
Автор Андрей Школьников
Источник aurora.network