Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка проводится системная работа по защите прав потребителей финансовых услуг посредством контроля за недопущением нарушения прав клиентов финансовых организаций и принятия мер надзорного реагирования для обеспечения их защиты, а также проведения информационно-разъяснительной работы по повышению финансовой грамотности.
В 2021 году в Агентство поступило порядка 27 тыс. обращений, из которых около 66% связаны с недобросовестными действиями банков второго уровня, 30% жалоб касаются нарушений со стороны МФО и 3% обращений – неправомерных действиях коллекторских агентств. Предметом большинства заявлений являлись вопросы урегулирования проблемной задолженности, в том числе посредством процедур реструктуризации или рефинансирования задолженности, рассмотрения предложений заемщиков по снижению долговой нагрузки.
По результатам проведенных Агентством документальных проверок к 93 финансовым организациям и 21 коллекторскому агентству применены 92 рекомендательные меры надзорного реагирования, 54 письменных предписания и 87 административных взысканий на общую сумму 25,5 млн тенге.
Для оказания прямой консультативной помощи населению Агентством проводится прием граждан, также успешно функционируют платформы для обратной связи. С 24 мая 2021 года, когда был запущен Call-центр, по состоянию на 1 декабря т.г. поступило и обработано 5770 звонков граждан. Через мобильное приложение «Fingramota Online» поступило более 2500 вопросов пользователей. Организованы встречи с порядка 5 тыс. потребителями финансовых услуг, которым предоставлены исчерпывающие разъяснения по их вопросам, оказана правовая поддержка.
При содействии Агентства банками и МФО реструктуризированы займы более 6 тыс. граждан. Агентством приняты меры по защите прав граждан в рамках процедур исполнительного производства. Специалисты Агентства приняли участие в 1 305 судебных заседаниях, из них по 1 100 искам решения вынесены в пользу заемщиков.
Кроме этого, до 23 сентября 2022 года Агентством совместно с Акиматом г. Алматы, банковским омбудсманом, 18 банками и 9 общественными объединениями заключен Меморандум, предусматривающий приостановление реализации единственного недвижимого имущества и выселение из жилища граждан, относящихся к СУСН.
Для предотвращения недобросовестных действий со стороны коллекторов Агентством совместно с ассоциациями коллекторских организаций заключен Меморандум о взаимодействии по вопросам деятельности коллекторских агентств, утвержден Типовой кодекс профессиональной этики работника коллекторского агентства.
Для минимизации рисков в потребительском кредитовании Агентством введено требование для банков и МФО по обязательной оценке, платежеспособности заемщиков, установлен запрет на выдачу займов гражданам с доходом ниже прожиточного минимума, ограничена долговая нагрузка граждан на уровне не более 50% от доходов заемщика.
На законодательном уровне с 1 октября т.г. введен единый обязательный для банков и МФО порядок урегулирования просроченной задолженности граждан по кредитам. Теперь банки и МФО обязаны в индивидуальном порядке оценивать финансовое положение проблемных должников и определять условия реструктуризации просроченной задолженности.
Дополнительно, по предложениям депутатов Мажилиса, в законопроект по вопросам государственного управления включена поправка по запрету начисления вознаграждения по кредитам физических лиц при просрочке свыше 90 дней. Это норма позволит ограничить рост кредитной задолженности граждан при просрочке по потребительским займам.
В мае 2020 года Правительством принята Концепция повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы.
В рамках реализации Концепции в 2021 году на официальных ресурсах Агентства было опубликовано более 570 информационных материалов и интервью руководителей и специалистов Агентства. На их основе в печатных и телевизионных СМИ вышло свыше 1 500 материалов и сюжетов.
Источник fingramota.kz